Найти тему
Old town | Старый город

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме

Сегодня произошло схождение Благодатного огня в Храме  Воскресения Христова в Иерусалиме. Происходит это ежегодно накануне православной Пасхи. В связи с этим хотим поподробнее рассмотреть, что же представляет собой это очень необычное и важное для христиан событие. 

Значение 

Стоит начать с того, чтобы разъяснить смысл этой церемонии.  Сам вынос Святого Света символизирует выход из Гроба «Света Истинного», то есть воскресшего Иисуса Христа. В отношении выносимого из Гроба Огня сами участники церемонии — греческие и армянские священнослужители — используют не слово «Огонь», а «Свет». Служба происходит в Великую Субботу, шестой день Страстной Недели, в течение которой у христианских церквей вспоминаются Страсти Христовы, его Распятие и Воскресение. Великая Суббота посвящена воспоминанию погребения и пребывания во гробе тела Иисуса Христа и сошествия Христа во ад, она является также приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье. 

Свидетельства в источниках

В V—VII веках в Иерусалимской церкви, согласно армянскому переводу иерусалимского Лекционария, пасхальная служба начиналась с древнего обряда возжжения вечернего света. Однако начиная с IX века источники сообщают уже не просто о благословении вечернего светильника, но о схождении Благодатного огня как о чуда. Об этом свидетельствуют латинский паломник Бернард Монах, митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, папа Урбан II, арабский историк Аль-Масуди, Рауль Глабер и другие. Характерной особенностью средневековых описаний является то, что возжигаются лампады, висящие над Гробом (или стоящие на Гробе), но в самом Гробе в этот момент никого нет: патриарх и народ находятся снаружи, иногда даже вне храма. Более позднее сообщение о том, что «зажигаются паникадила над гробом Божиим невидимо», принадлежит иеродиакону Троице-Сергиевой лавры Зосиме (1420).

-2

Как происходит церемония?

Изначально Иерусалимский Патриарх, облаченный в праздничные одежды, приходит к Алтарю храма Воскресения, затем к нему присоединяется армянское, коптское и сирийское православное духовенство. После этого начинается крестный ход, затем Иерусалимский Патриарх разоблачается и заходит в Кувуклию(Гроб Господень), сопровождаемый армянским архимандритом. По итогу к самой святыне подходит один Патриарх, совершая молитву, прося схождения Священного Огня.

Через некоторое время, проведённое в напряжённом ожидании и молитве, внутри Кувуклии появляется свет, в храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые греческим Патриархом и армянским архимандритом. От их свечей Огонь возжигают скороходы, после чего Огонь быстро распространяется по храму. Священнослужители, стоящие у входа в Кувуклию, и простые паломники, стоящие вдоль пути, по которому будет двигаться Патриарх, не возжигают свои свечи до времени его выхода.

 После того, как Патриарх появляется и благословляет всех светом от своих свечей, от них возжигают свои свечи греческие священнослужители. Затем Патриарх начинает быстро продвигаться вперёд, так как со всех сторон к нему устремляются люди, желающие получить Огонь от его свечей. 

-3

Интересно, что на службе присутствуют не только православные священники разных церквей, но и представители армянской апостольской церкви.

Служба транслируется в прямом эфире в Белоруссии, Болгарии, Греции, Грузии, Египте, на Кипре, Украине, в Ливане, России, Румынии. Кроме того, благодатный огонь специальными авиарейсами ежегодно доставляют в Россию, Казахстан, Грецию, в Сербию, Черногорию, Грузию, Молдавию, Румынию, Белоруссию, Польшу, Болгарию, на Кипр, на Украину, в Сирию, Ливан, Иорданию и встречают его с почётом государственные и церковные лидеры.