Ученица-бабушка прислала своему репетитору письмо: «Николай, хочу вас попросить вернуться к текстам и диалогом, мне надо начинать как-то говорить, а грамматика это вторично. Когда я писала тексты я больше слов узнавала».
- Даже не поздоровалась и «вы» с маленькой буквы, это уже о чем-то говорит…
Вот спрашивается, а она не могла дождаться вторника и сказать об этом на уроке? Это же надо было додуматься в воскресенье, в выходной день отвлекать репетитора?.. То есть эта особа не думает ни о ком, только о себе.
Преподаватель, разумеется, не стал ей отвечать сразу же, отложив ответ до вторника.
Что это за дурная манера указывать репетитору как, когда и чему обучать ученика? Дело ученика - это выполнять задания учителя, полностью доверившись ему, тем более, когда ученик ничего не понимают в методике, но всё равно лезет и только мешает.
Итак, ученица просит вернуться к текстам и диалогам, что говорит о противоречивости ученицы. Почему? Потому что она неоднократно отказывалась работать с текстами и диалогами, говоря, что это ей не надо. – Вот так поворот… А теперь она фактически упрекает педагога за то, что они не работают с текстами и диалогами, хотя это не соответствует действительности. Впрочем, они действительно стали работать с ними немного реже. Почему? А чтобы не провоцировать агрессию, т.к. уже не раз тексты и диалоги вызывали такую реакцию… Поэтому учитель стал давать их немного меньше, раз ученица не хочет. Тем не менее, на каждом занятии у них шла работа и с диалогами и текстами. Другой вопрос, что она игнорирует половину заданий с ними, например, отказывается трансформировать диалог в третье лицо, иначе говоря, пересказывать. Отказывается составлять собственные диалоги по образцу на какую-либо коммуникативную тему.
Она пишет репетитору «мне надо как-то начинать говорить». - То есть, по её суждению она не только не говорит на уроках, но даже не начинала? Этот упрек совершенно не заслуженный. Во-первых, кто ей мешает говорить? Во-вторых, кто ей мешает работать с тексами и диалогами? Бери любой, читай, переводи, пересказывай, выписывай незнакомые слова, составляй с ними примеры и т.д. Тем временем, семейные неурядицы, проблемы со здоровьем возрастной ученицы заставляют её в штыки воспринимать и самого репетитора и все его задания, выплескивает своё недовольство и раздражение, совершенно не имея на то объективных причин.
Почему она заявляет, что не говорит? Разве преподаватель не спрашивает её на каждом занятии о том, как та провела предыдущие дни, выходные, разве не задает многочисленные уточняющие вопросы, как раз пытаясь разговорить ее? Разве не дает задания описывать коммуникативные картинки-ситуации, разве не задает по ним вопросы и т.д.? Разве после прочтения диалогов и текстов не пытается обсудить прочитанное? Как раз всё это и есть говорение, включающий и диалог и монолог. Ученица саботирует задания по устной речи и теперь говорит, что надо начинать говорить. Ей даже в голову не приходит, что не было ни одного урока, чтобы репетитор не пытался с ней говорить, но она всегда блокировала эти попытки и теперь получила результат своих действий, а виноват почему-то учитель…
Пишет, что грамматика - это вторично, показывая тем самым, что репетитор якобы одной грамматике ее обучает, что не соответствует действительности. Не кажется ли ей странным, что она объясняет и указывает репетитору, что первично, что вторично, учит как себя обучать, не имея ни педагогического, ни методического образования.
В текстах и диалогах им часто попадались такие времена и такие глаголы, которые она не могла распознать или путала одно с другим. Тогда преподаватель, разумеется, был вынужден дать ей в качестве домашних заданий упражнения на отработку этих наклонений, времён глаголов. Т.е. он просто отреагировал на ее ошибки в грамматике и дал упражнения на их устранение, а ученица уже делает выводы, что вся работа посвящена одной грамматике. При этом она сама сказала, что совсем ничего не помнит. Значит, надо вспомнить и отработать.
Вот она говорит «когда писала тексты я больше слов узнавала». Кто ей мешает писать что, она хочет и потом отдавать на проверку? Впрочем, зачем ей новые слова, если она со старыми ещё не дружит? Преподаватель ей постоянно говорил, что с новой лексикой надо составлять свои собственные примеры, но она этого никогда не делает, благодаря этому тоже она лучше запоминается. Свой отказ она объясняет тем, что ей трудно придумать фразу.
Поскольку это частные занятия, то репетитор пошел ей навстречу и на следующем уроке вообще не касался грамматики. И что же? Ученица на этом занятии часто стала спотыкаться именно на грамматике, а в реальной жизни это утомляет собеседника и затрудняет понимание. Но дама против грамматики… Чтобы что-то сказать, ей приходилось вспоминать и предлоги, и порядок слов в предложении, и времена и наклонения, и род существительных с прилагательными. Выяснилось, что чтобы говорить нужна грамматика помимо лексики. Стало очевидно, что при плохом знании грамматики стопорится устная речь, человек делает многочисленные паузы, вспоминая спряжение, управление глагола, порядок слов, согласование по роду и числу.
Ученица так и не поняла и не оценила, что её почти за бесплатно обучает профессионал, который подбирает все задания индивидуально под неё, корректируя содержание каждого занятия именно с учетом предыдущих уроков, целей, особенностей ученицы.
В качестве домашнего задания преподаватель задал ей только коммуникативные задания. Уже на следующий день ученица снова написала репетитору письмо: «Николай ничего не понимаю как описывать картинки, наверное не получаются у меня учить английский язык». - Ни «здравствуйте!», ни «извините за беспокойство»… Спрашивается, разве она не могла подождать до пятницы? Зачем отвлекать своим бредом, да еще все утрируя? Как можно совсем не понимать как надо описывать, если на уроке они описывали много картинок, и не в первый раз? Репетитор рассказывал на уроке, как и что надо делать ученице, более того, она сама успешно описывала их, просто она не любит эти задания, поэтому находит причины. Здесь надо думать, к чему она не привыкла и выдает репетитору подобный перл, как бы обвиняя его, что это он плохо объяснил, так, что она ничего не поняла. Тогда преподаватель написал примеры описания картинок и отправил ей. Но ученица ничего не ответила, не поблагодарила за проделанную работу и уделенное время, что очень невежливо. Её неадекватные жалобы про то, что у неё, якобы, не получается учить английский язык, просто оскорбительны, она говорит тем самым, что преподаватель не способен ее научить, в то время, когда это элементарная лень и нежелание делать то, что не хочется. Или репетитор должен начать ее утешать, убеждать в обратном? Вот только они оба знают, что ученица играет, прикидывается, портит нервы за зря, а репетитору не нужно становиться психологом, т.к. это не его функция и консультации психолога стоит в разы больше того, чем платит эта ученица.
А теперь, самое интересное – ей сами англичане говорят, что она хорошо говорит по-английски и это объективно так. И такие высокие результаты при том, что она занимается не чаще двух раз в неделю и делает очень частые и долгие перерывы.
Тем временем описывать картинки не сложно - что видишь, о том и говори, не надо ничего придумывать. Сама требует учить её устной речи, не хочет напрягать извилины.
На следующем уроке у ученицы было, на редкость, нормальное настроение и она проговорилась, что у неё было плохое настроение, поэтому она так и отреагировала на задание. – А что, так можно было?.. Однако, непонятно, при чём тут репетитор? Зачем настроение портить другим, тем более своим учителям? Так себя может вести только невоспитанное хамло. Потом ученица сама добавила: «а ещё я злая, ничего делать не хочу, потому что планировала уехать, а на 11 декабря назначили операцию, планируешь, а твои планы рушатся». Также сказала, что ненавидит задание трансформации в третье лицо, то есть пересказ. Преподаватель напомнил ей, что она сама просила обучать её говорению, а трансформация в третье лицо - неотъемлемая часть обучения говорению, равно как заучивание готовых диалогов и текстов. На это она сказала, что она уже возрастная и уже не может учить. Он объяснил, что если ученик сам отказывается от некоторых видов коммуникативных заданий, то он сам существенно снижает результативность обучения. Как минимум, три вида коммуникативных заданий игнорирует ученица. Что это, противоречивость или неадекватность? Ученица и так делает частые перерывы, один из которых был накануне и, наконец, занятия возобновляются, как почти тут же ей уже всё надоело и хочет всё бросить… Когда это она успела устать?
Как донести до подобных учениц с психическими особенностями, что не надо писать подобных писем, когда у неё плохое настроение, не надо портить остальным, тем более уважаемому репетитору?
Может быть репетитору нужно перестать вести себя слишком доброжелательно и учтиво на уроках? Перестать не выказывать удивления от ее писем? Может быть стоит дать понять всю неуместность и неадекватность ее сообщений и претензий? Может быть стоит сказать, что кроме неё больше никто подобных писем ему не присылает?
Преподаватель ответил, что он догадался, получив ее письмо. Она не извинилась, а лишь едва смутилась, улыбаясь.
Так что же, ученица сделала задание по описанию картинок? Все-таки репетитор своё личное время потратил, чтобы объяснить с примерами, как это делается. Однако, она не только не ответила на письмо и не поблагодарила за труд, но ничего делать не стала. Зачем тогда было писать репетитору, если она не собиралась делать это задание и зачем он тратил своё личное время? Как можно было его не сделать после всего этого? Это же неприлично… Может стоило упрекнуть ученицу за это? Ученице проще прикинулся, что она не понимает задание, хотя всё прекрасно понимает.
Вот как с такой ученицей работать репетитору, который согласился скорректировать уже готовый курс, на что он потратил много личного дополнительного времени, временно вообще отказался от грамматики, но вместо повышенной работоспособности и благодарности, ученица реагирует желанием всё бросить и уехать в отпуск, отправляя репетитору неадекватные сообщения в skype? Негатив и недовольство ученица проявляет к репетитору в любом случае, и когда она очень довольна заданиями и даже когда получает то, что просила. Какой вывод сделать репетитору? - Не нужно стремиться ей угождать во всём и всегда. Что сказать? - Проблемная ученица.
На следующем уроке ученица снова сказала, что англичане ее хвалят, говорят как хорошо она говорит по-английски. Вопрос: так какого же рожна она всё перевирает и говорит репетитору, что ей как то надо начинать говорить, мол, к отработке этого навыка ещё не приступали, в то время, когда на каждом занятии они говорили по-английски, зачем напрасно обижать репетитора?
Приглашаю посетить мои каналы в Дзене :
«Рецепты и Дегустации. Готовим вместе»
а также:
Приглашаю в мою группу «Претензии к работе преподавателя». Здесь собраны все публикации по теме в одном месте:
https://vk.com/public204306153
https://ok.ru/group/59659442257938
По умолчанию в Дзене комментирование доступно только подписчикам. Так что подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии. Здесь интересно