Комсомольская инициатива. Была в СССР такая движущая сила. По этой инициативе чего только не делали, каких только подвигов не совершали. Современному молодому человеку уже и понять-то сложно - зачем и почему это делалось. Давали угля в 30-е, танки во время войны, позднее -целину и БАМ. А в начале 60-х дали стране автобус с романтическим названием "Юность.
Первый образец нового автобуса тестировал сам Никита Хрущев. Внеплановое дитя инициативы снизу заинтересовало главу государства. На ЗИЛе в то время сокращался выпуск представительских легковых автомобилей. Без работы могли остаться сотни профильных специалистов. А тут и рабочие места можно сохранить и нужный транспорт освоить. Автобусы в СССР всегда любили больше, чем индивидуальный транспорт.
Новый автобус был на колесной базе легкового ЗИЛ-111. Мотор от грузового ЗИЛ-130. Для снижения массы конструкции, выбор сделали в пользу несущего кузова. При этом, у автобуса была большая площадь остекления и непривычный для тех времен огромный люк на крыше. Представительскую специфику завода использовали и при проектировании коробки передач. Вместо привычной механической установили автоматическую от лимузина.
Первую свою поездку ЗИЛ-118 "Юность" совершил в 1962 году. Внешний вид и дизайн нового автобуса впечатлял и полностью отвечал своему названию. Футуристический облик как нельзя лучше совпадал с царившей в шестидесятые романтикой научного и бытового прогресса. В автобусе были почти самолетные сиденья с индивидуальным освещением,пепельницами и вешалками. В салоне царил микроклимат, создаваемый вентиляцией и отоплением. В целом, автобус производил впечатление межпланетного космического корабля, уносящего комсомольцев осваивать угольные шахты Марса на благо Родины. Правда, молодежи покататься на этом чуде удавалось редко.
Симбиоз правительственного лимузина, общественного транспорта и комсомольской инициативы в широкую серию так и не пошел. В среднем, ЗИЛ выпускал по три машины в год. Некоторые - в спецвариантах. Например, скорые помощи, телевизионные пункты или лаборатории. Несколько автобусов зказало КГБ - в качестве машин наблюдения. Больше всего "Юностей" числилось за ЦК КПСС - аж десять штук.
Шли годы, но "Юность" не старела. С каждым новым выпуском ее модернизировали в ногу со временем. Генеральный секретарь Михаил Горбачев отправляясь в поездки по стране - брал с собой сразу два таких автобуса. Затем их унаследовал и Президент России Борис Ельцин. Окончательно из правительственных гаражей ЗИЛ-118 исчез во второй половине 90-х годов.