Найти тему
МИХМ-МГУИЭ

Женя, Женечка и Детандеры

От героев былых времен не осталось порой имен…

Unicuique secundum opera eius
(
Да воздастся каждому по делам его (лат.))

Странная штука память. Избирательная. Помним злодеев и гениев, а вот людей попроще забываем. Риторический вопрос: кто творит историю? Попробую чуточку исправить это положение. Речь пойдёт о Куликове Евгении Михайловиче.

О нём много сказано и как о человеке, и как о специалисте, и как об организаторе. Добавлю несколько штрихов к портрету. Расскажу только о трёх фрагментах его жизни, к которым был причастен.

Первый, это скорее незаслуженно позднее осмысление его «деяний». Немного вернёмся в прошлое. Заканчивалась первая половина прошлого века, время поршневых детандеров. Пётр Леонидович Капица только что приспособил турбину под детандер. Стало возможно перерабатывать огромные объёмы воздуха в Воздухо-Разделительных Установках (ВРУ). Гений - он и есть гений. Для металлургов и химиков сказка стала былью: сколько хочешь кислорода, сколько хочешь азота. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Треть века понадобилось, чтобы освоить новый класс машин и поднять их КПД с 0,5 до 0,8.

На этом фоне как-то незаметно прошла диссертация Жени Куликова. На сегодняшний взгляд диссертация как диссертация. Подумаешь, малоразмерный турбодетандер на газовых подшипниках. Найдутся умники, которые скажут: «неконкретная диссертация обо всём понемногу». И ошибутся. Сегодня уже забыли, что детандерные технологии тогда только зарождались: воздухоразделение, первые гелиевые ожижители и рефрижераторы, сжижение водорода. И всё. Кроме крупных ВРУ везде поршни. Теории турбодетандеров практически нет. Первая попытка – это книжка Р.Р. Зайделя «Турбодетандеры». Конечно, есть теория турбин. Но, детандеры и турбины, как говорят в Одессе, – «две большие разницы».

Турбодетандер ТД-120
Турбодетандер ТД-120

Не могу и не буду утверждать, что Женькина диссертация была первой для малых турбодетандеров. Точно – одна из первых. Интереснее посмотреть на дальнейший ход событий. Главный вывод из диссертации: малые и микро-турбодетандеры работоспособны! И началось создание группы турбодетандерщиков в МИХМе вокруг доц. Кулакова Виктора Михайловича, как руководителя, и Жени Куликова. К ним присоединялись аспиранты, студенты-исследователи, среди них был и я. По разным причинам большая часть этой группы во главе с Кулаковым перекочевала в Криогенмаш. В итоге из группы выросла школа турбодетандерщиков в Криогенмаше. Евгений остался верен alma mater, но связи с группой не терял. Наоборот, это было «окно в мир». Об этом чуть позже. Были исследованы и микро, и малая, и большая проточная часть турбодетандеров. Открыт и подробно исследован канальный направляющий аппарат. Серьёзные результаты достигнуты как в проточной части, так и в газостатических подшипниках. Познание шло по восходящей. Криогенмашевские турбодетандеры становятся конкурентными детандерам таких китов, как Atlas Copco, Linde, Air Liquide и других. А что, есть чем гордиться, достигли КПД малых машин 0,78, а больших более 0,9! Но случились в стране то, что случилось. Увы, можно констатировать, что школа турбодетандерщиков в Криогенмаше на данный момент прекратила существование. Но речь не об этом …

Евгений Михайлович с его неуёмной энергией взялся закрепить все успехи группы в виде книги. В то время, да и сейчас ничего более толкового, чем книги Веры Ивановны Епифановой, нет. Но прошло много лет с момента их издания, а детандерные технологии шагнули далеко вперёд. У группы же было что сказать. Евгений Михайлович убедил-уговорил Кулакова В.М. написать книгу (уверяю, это было непросто). Более того, он сумел договориться с издательством (что вообще уму непостижимо!) Но вот что-то пошло не так. По объективным и субъективным причинам не удалось опубликовать книгу. Одна из объективных причин – некоторая «недоделанность». Не хватало последнего штриха. Немного не закончив труд, уходит из жизни Кулаков. Евгений Михайлович продолжает настаивать на доработке рукописи (надо сказать он это умел, был «зануда» из «зануд»). И она перерабатывается и дорабатывается, ставится последний штрих. Рукопись практически готова. Но беда не приходит одна. Болезнь. И Жени не стало.

Вот так простенькая диссертация открыла путь турбодетандерным технологиям. Не буду говорить «за весь мир», но в СССР-России, в Криогенмаше... Факт остаётся фактом – поршневые детандеры канули в лету, а им на смену пришли турбомашины от мала до велика. И в этом есть Женькина доля заслуги.

Немножко про «окно в мир». Это уже два других фрагмента.

Не секрет, что все устремления администрации Криогенмаша были направлены на решение внутренних задач, сторонние работы, мягко говоря, не приветствовались. Группа же собралась любознательная и рамки родного предприятия оказались тесны. Вот тут-то Куликов и стал для нее «директором по внешним связям». Нет, конечно, ничего криминального. Всё проходило через НИР МИХМа. Работ было много. Вот одна из них.

Это история с турбонаддувом тракторного дизеля. Как уж Евгений Михайлович смог договориться с Научным Авто-Тракторным Институтом (НАТИ) история умалчивает. Была уйма проблем: и малые турбины (не детандеры) и малые компрессоры, которые в то время были мало изучены, и газовые подшипники, которые только неучи-авантюристы ставят на трактор (инерционные нагрузки!), и, что наверное самое главное, – все мы были с характерами. И вот Женька, прошу прощения, Евгений Михайлович всё пробивал и организовывал, сглаживал острые углы и не только внешние. Надо помнить, что он ещё и доцентом был со всеми вытекающими обязанностями. Просто удивительно как всё успевал и совмещал. В итоге получилась машинка просто прелесть: эстетичная, покрытая молотковой эмалью и, главное, РАБОТАЛА на тракторе! Вопреки всем скептикам. А на ВДНХ получила бронзовую медаль. Только развитие эта тема не получила. Наверху сочли направление неперспективным, потому что на Западе так не делают (?!). Зато опыта мы все набрались, который очень пригодился в дальнейшей работе. Вышли из тесных рамок узких задач. Чья заслуга – судите сами.

Особая история – это пищевая промышленность и Воздушные Холодильные Машины (ВХМ). О ней никак нельзя умолчать. Горбачёвское смутное время перемен. Заставляют делать кастрюльки на высокотехнологическом оборудовании. И кого? Высококлассных спецов. Стыд. Глупость. Наш взор обращается на воздушные холодильные машины. Отношение к ВХМ предвзятое. Пошло это от академической науки: холодильный коэффициент, цикл Карно, эксергия и т. д. Наука конечно здесь ни при чём, практического применения ВХМ кроме как в ВРУ не нашли, вот и судили о них «академики» через диаграммы состояния. Забывали и забывают онЕ, что платим мы за киловатт-часы, а не по диаграммам состояния. Диаграммы не учитывают расход и время! Честно скажу, у меня и других просто не хватало терпения и такта пробить «академизм». А вот Евгений Михайлович смог. Начал с И.М. Калниня, зав. кафедрой ХКТ МИХМа. И убедил. Только было, точнее стало, мало толку от таких «побед». Денежки уже находились в других руках – инвестиции (а по-русски – вложения) прибрали к рукам (прошу прощения за тавтологию) «новые русские». Неудачное время: то горбачёвщина, то ельцинщина.

ВХУ-20 контейнерного исполнения
ВХУ-20 контейнерного исполнения

Начиналась новая эпопея: попытки применить ВХМ к замораживанию рыбы. Надо сказать, что рыба не только ценный, но и капризный продукт. Дело в том, что в рыбных жирах продолжается окислительный процесс вплоть до минус 70ºС. 75% рыбы вылавливается на Дальнем Востоке, а 75% населения нашей страны живёт в европейской части. Вот и получается, что при нынешних технологиях и транспорте мы будем кушать «осетрину второй свежести». А как получить качественную рыбу? Да заморозить её в струе воздуха с температурой минус 100 по Цельсию. Такая рыба хранится годами, не теряя своих полезных свойств и товарного вида. Кстати, эксперимент показал, что даже гурманы не могут отличить такую замороженную рыбу после грамотной разморозки от свежепойманной.

В начале 90-х денежки готовы были вложить «красные пиджаки» (как с ними общался Е.М. одному Богу известно). У них было только два условия: платим наличкой, а установку «заверни» сразу. Никакие доводы, что это не домашний холодильник и надо подождать полгода – год не действовали. Потом пришли другие дельцы. Им «до лампочки» продовольственная программа. Закупили б/у оборудование и рыбку в Китай, Японию… И в этих условиях Евгений Михайлович продолжал бороться, а у его союзников опустились руки. В том числе и у меня. Хотя мы со студентами просчитали холодильный комплекс. Неплохо получилось.

А ведь у Женьки Куликова и его соратников были грандиозные планы: на Дальнем Востоке в нескольких местах организовать приём, замораживание и хранение рыбы. А потом Сев.-Мор. путём специальными судами перевезти её в Мурманск. Государству и населению такой проект очень нужен, а чиновникам нет. К сожалению, уровень «пробивания» оказался не тот. А сейчас ещё не стало «мотора» движения. Может быть, кто-нибудь и подхватит … Это же сколько новых рабочих мест, новых технологий, новой техники и здоровой пищи!

Вернёмся к Евгению. Итак, он убедил некоторых «академиков», в полезности ВХМ. Далее надо было показать, что воздушная холодилка работает не только на бумаге. Пока с рыбой были проблемы, Евгений Михайлович предложил и организовал попробовать ВХМ в молочной промышленности. Есть такая проблема – охлаждение сырков после шоколадного глазирования. Обычные холодильные машины справляются с задачей за несколько часов. Мы с Женей взялись за ускорение этого процесса на Останкинском молочном комбинате. Идея: холодильная машина работает от заводской пневмосети. За смешные деньги соорудили агрегатик. Он получился размером с домашнюю стиральную машину. Детандер на воздушных подшипниках, фильтры грубой и тонкой очистки, пара арматур для пуска детандера и подшипников, манометр и пара термометров. Всё! Подкатили агрегат к камере охлаждения. Подсоединили шлангами к пневмосети и камере. Дали воздух. Через пару минут ледяной воздух на выходе, а через полчаса сырки готовы. Да ещё у главных технолога и инженера глаза на лбу. Но, увы, этой сказке скоро пришёл конец. Смена хозяина. Смена руководящего персонала. Всё оборудование под нож. И следы установки только в памяти. А ведь на практике показали что такое Воздушная Холодильная Машина в умелых руках.

Опытная малогабаритная воздушная холодильная установка
Опытная малогабаритная воздушная холодильная установка

Много чего ещё можно вспомнить. И модернизацию одесских детандеров, и замену на РЖД холодильных-рефрижераторных вагонов на аккумуляторные…

Как же нам не хватает таких ЧЕЛОВЕКОВ, неугомонных Левшей … Светлая память …

Миронов И.Ю.