Найти в Дзене

Знакомьтесь – архитектор Николай Белоусов. Часть 1.

Оглавление

Николай Белоусов - архитектор, профессор Международной академии архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, генеральный директор ООО «Мастерская проект ОБЛО».

Николай Белоусов родился 7 июня 1957 года в Москве в семье потомственных архитекторов. В 1980 году закончил Московский архитектурный институт. До 1992 года работал в ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева. С 1992 по 1999 руководил ПТМ архитектора Белоусова. С 1995 — партнер архитектурной мастерской МВА в Париже. С 1999 по 2002 работал архитектором в бюро «Сергей Киселев и партнеры» (Москва). В 2003 организовал мастерскую «Проект ОБЛО», специализирующуюся на деревянной архитектуре. В 2003 в городе Галиче Костромской области создал производство по изготовлению деревянных объектов.

В ходе творческой деятельности архитектурное бюро Николая и Владимира Белоусовых «Проект ОБЛО» неоднократно участвовало в российских и международных конкурсах:
- лауреат смотра-конкурса «Золотое сечение - 2009» за банный комплекс «Крыша мира»;
- номинант на премию WORLD ARCHITECTURAL FESTIVAL Барселона 2009;
- лауреат премии «Качественная архитектура» Союза архитекторов России 2010;
- номинант на премию «Архиwood» 2010, диплом «Эко»;
- лауреат 1 и 3 премии ХIII Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьеров «Под крышей дома...» 2011 в номинациях «Реализованный загородный жилой дом» и «Проект-идея загородного дома».

-2

Отрывок интервью с архитектором Николаем Белоусовым

Первый вопрос, и самый важный. Как Вы решили стать архитектором?

Николай: У меня особо не было выбора. Потому что все мои близкие, прадедушка, дедушка, папа, мама, - архитекторы. А прапрадедушка строил и проектировал военные крепости на Кавказе. Поэтому у меня была заложена, видимо, некая генетическая предрасположенность, и я никогда не задумывался о другом пути.

И сын у меня тоже архитектор. Сейчас он генеральный директор архитектурной мастерской Белоусова. Я родился и жил в этом мире, в этих разговорах, обсуждениях, в этой родительской компании, среди всех этих книг и библиотеки еще прадеда, деда, папы. Все ближайшие друзья родителей, кто меня воспитывал, с кем я в детстве дружил и до последнего времени дружу, - все вызывали уважение, восторги, чувство профессии с рождения.

-3

Та это же настоящая архитектурная династия. И ей, я так понимаю, уже больше века.

Николай: Да. Прадедушка закончил питерский Институт гражданских инженеров, архитектурное отделение, в 1895 году.

Интересно, как у моего ребенка проявилась предрасположенность к архитектуре. Когда ему было года три с половиной, такой совсем детский возраст, мы жили в однокомнатной квартире, правда, комната была достаточно большая, светлая. И я как-то захожу в комнату, а посредине комнаты стоит маленький деревянный кубик. А от этого кубика все остальные кубики самых разных видов, самых разных размеров, в виде огромной змеи, вьющейся по всей комнате, лежат один за другим.

Я сына спрашиваю: «А что это такое»?

- «Пап, это дом».

Задаю второй вопрос: «А вот этот маленький кубик»?

-«А это лестница к дому».

Меня тогда прожгло, да, видимо, этот человек тоже будет архитектором. Создавать такие «концептуальные» проекты в три с половиной года, и ты обречен тоже. Потому что, видимо, в голове хранится правильное отношение к пространству и к понимаю дома и лестницы.

-4

Давайте перейдём к Вашему проекту «ОБЛО». В какой момент Вы поняли, что у Вас обязательно должно быть свое дело? И почему Вы выбрали именно дерево как материал, с которым Вам больше всего хочется работать?

Николай: Это все на уровне чувств. Я закончил архитектурный институт в 1980-ом году. У нас не было военной кафедры, поэтому мы все дружно пошли служить в советскую армию. Я служил солдатом в стройбате в Москве, правда, при штабе. Поэтому я вышел на работу только в ноябре 1981 года. И проработал 11 лет в ЦНИИЭПа имени Мезенцева. Был такой Институт зрелищных зданий и спортивных сооружений. Начал я свою карьеру, как все выпускники архитектурного института, с должности обычного архитектора. Последние годы, выигрывая конкурсы, был руководителем мастерской, и у меня были большие серьезные объекты. Я давно освоил эту тяжелую стезю руководителя мастерской, а не просто главного архитектора проекта. Мы тогда начинали строить Дворец культуры в Сургуте, и еще я выиграл конкурс на кукольный театр в Оренбурге, и конкурс на филармонию в Нижнем Новгороде. В общем, это были такие значимые, серьезные объекты. Когда началась перестройка, точнее в 1992 году, я уволился из ЦНИИЭПа. У меня не было никаких сомнений, что так следует поступить. Плюс я получил сертификат Союза архитекторов на право возглавить профессиональную творческую мастерскую №4. У меня уже была частная мастерская и одно из первых партнерских бюро в Париже. Мы делали серьезные проекты в Москве. И мой партнер приглашал меня работать во Франции, мы жили тогда на два дома. Но потом, в какой-то момент, я закрыл все это «хозяйство» и ушел к Сереже Киселеву, моему близкому другу, к сожалению, ныне покойному. Два с половиной года я был у него главным архитектором проекта, мы сделали много отличных объектов. В 2001 году я создал свою «деревянную» компанию - проект «ОБЛО».

Всю жизнь у меня была тяга к дереву. Я родился и вырос на нашей подмосковной даче, которая деревянная, рубленная. И наш дальний дом на севере, который мы купили с друзьями, в деревне, тоже деревянный. Много лет мы все это приводили в порядок.

-5

А где это на севере?

Николай: Это 700 км от Москвы, северо-восток Костромской области. Мы сами чинили, подрубали, выправляли дома и все реставрировали, приводили в порядок. Роскошные старинные гигантские дома. В архитектурном институте мы ездили в невероятные поездки, делали обмеры и рисовали всем известные постройки русского севера.

Меня всегда притягивало дерево, какими-то своими потрясающими возможностями. Сейчас это все называется экологичностью и sustainable architecture (устойчивая архитектура). Весь мир уже строит из дерева, а тогда, еще 20 лет назад, ничего этого и близко не было. Мне хотелось использовать древнюю технологию, которой, как сейчас выясняется, уже почти 6 тысяч лет: рубка в лапу, в обло. Сохраняя эту ручную технологию, можно делать свою архитектуру. Неважно, современную, не современную, архаичную, не архаичную, а свою. То есть, это настолько гениально сформированная технология, что, правильно понимая ее и чувствуя, можно делать то, что ты хочешь, а не то, что она тебе диктует. Меня всегда в трепет приводили всякие пилорамы, запах свежих досок и как из этого круглого бревна получаются неожиданно потрясающие доски. Потом, правда, почему-то их начинают обрезать, делают из них какие-то брусья, обрезные доски. В общем, не используют те возможности, которые можно использовать.

И как-то так сложилось, что придумав себе эту историю, я начал заниматься деревянной архитектурой. Но для этого надо было купить подальше от Москвы какое-нибудь брошенное производство. В результате, это оказалась брошенная машинно-тракторная станция, в очень красивом месте, на доминирующей высоте рядом с городом Галич. Где, собственно говоря, я и основал производство уже в 2002 году. В 2003 году была официально зарегистрирована компания - Проект «ОБЛО».

-6

В Москве была и продолжает работать архитектурная мастерская. В первую очередь, конечно, к нам приходили за архитектурой из натурального дерева. Оказалось, что это всего несколько человек в год, в лучшем случае. Но, в принципе, нам этого хватало. Мы никогда не гнались за количеством и не хотели наращивать производство. И каждый год сдавали максимум 2 - 3 объекта. Никогда не хотелось, и не было планов превращать это в поточное производство. Плюс я не брал никаких кредитов, никогда не брал никаких подъемных средств. Всё делалось только на заработанные деньги, вкладывая их назад, в производство. Пренебрегая земными благами, что считал единственным правильным образом ведения бизнеса. Потому что, это не бизнес, это мастерская архитектора. Мой завод - это мастерская архитектора Белоусова по изготовлению деревянных объектов. Когда мне задают вопросы по капитализации, и так далее, я говорю: «Ребята, мне это абсолютно не интересно». Мне интересны забытые старые технологии, какие-то ходы, связанные с новыми возможностями фактуры рубленой стены и ручной рубки.

Уже столько лет производство хорошо работает, там замечательное руководство. Даже сейчас, в непростые месяцы, у нас было достаточно работы, чтобы поддерживать там нормальную жизнь мы не закрывались ни на один день. Сделали сейчас на заводе хороший ремонт. Есть местные проекты для Костромской области.

-7

Мой домик на заводе тоже сделан из дерева – точнее из остатков. Это не дальняя дача архитектора, это своего рода капитанский мостик или «дом наоборот»: внизу, на первом этаже, моя спальня с душевой и гостевая спальня с гостевой душевой, а весь второй этаж – командный пункт. Представьте, поднимаешься по лестнице на втором этаже и попадаешь в «open space»: окна выходят на 360 градусов, видна вся территория завода, все, что происходит. А еще оттуда видны запредельные костромские дали! Весь ландшафт сформирован лесами, никаких полей нет и линяя горизонта, как в океане, только из леса. Это захватывающее зрелище. Я очень люблю там бывать, и сын туда ездит на авторские надзоры. Мы туда привозим заказчиков - там предъявляем готовый сруб.

Полный текст интервью с архитектором Николаем Белоусовым можно прочитать ЗДЕСЬ

Очень интересное интервью Николая Белоусова «О непростой судьбе деревянной архитектуры в России» можно прочитать ЗДЕСЬ

Продолжение следует

Номер статьи в рубрикаторе журнала WOODFOCUS - 02.01.01. - https://stroim-chastnyi-dom.ru/rubrikator_woodfocus

Хотите регулярно читать интересные статьи на тему деревянной архитектуры и строительства - подписывайтесь на наш канал на платформах:
ЯRUS -
https://yarus.ru/user/613218
Яндекс-Дзен-
https://zen.yandex.ru/id/6223590ba3cab778193cddb1?lang=ru PABLIKO-https://pabliko.ru/@woodfocus/

#Николай Белоусов #архитектор #Мастерская проект ОБЛО #архитектурная мастерская #архитектор Белоусов #архитектурная династия #деревянная архитектура