Николай Белоусов - архитектор, профессор Международной академии архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, генеральный директор ООО «Мастерская проект ОБЛО».
Николай Белоусов родился 7 июня 1957 года в Москве в семье потомственных архитекторов. В 1980 году закончил Московский архитектурный институт. До 1992 года работал в ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева. С 1992 по 1999 руководил ПТМ архитектора Белоусова. С 1995 — партнер архитектурной мастерской МВА в Париже. С 1999 по 2002 работал архитектором в бюро «Сергей Киселев и партнеры» (Москва). В 2003 организовал мастерскую «Проект ОБЛО», специализирующуюся на деревянной архитектуре. В 2003 в городе Галиче Костромской области создал производство по изготовлению деревянных объектов.
В ходе творческой деятельности архитектурное бюро Николая и Владимира Белоусовых «Проект ОБЛО» неоднократно участвовало в российских и международных конкурсах:
- лауреат смотра-конкурса «Золотое сечение - 2009» за банный комплекс «Крыша мира»;
- номинант на премию WORLD ARCHITECTURAL FESTIVAL Барселона 2009;
- лауреат премии «Качественная архитектура» Союза архитекторов России 2010;
- номинант на премию «Архиwood» 2010, диплом «Эко»;
- лауреат 1 и 3 премии ХIII Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьеров «Под крышей дома...» 2011 в номинациях «Реализованный загородный жилой дом» и «Проект-идея загородного дома».
Отрывок интервью с архитектором Николаем Белоусовым
Первый вопрос, и самый важный. Как Вы решили стать архитектором?
Николай: У меня особо не было выбора. Потому что все мои близкие, прадедушка, дедушка, папа, мама, - архитекторы. А прапрадедушка строил и проектировал военные крепости на Кавказе. Поэтому у меня была заложена, видимо, некая генетическая предрасположенность, и я никогда не задумывался о другом пути.
И сын у меня тоже архитектор. Сейчас он генеральный директор архитектурной мастерской Белоусова. Я родился и жил в этом мире, в этих разговорах, обсуждениях, в этой родительской компании, среди всех этих книг и библиотеки еще прадеда, деда, папы. Все ближайшие друзья родителей, кто меня воспитывал, с кем я в детстве дружил и до последнего времени дружу, - все вызывали уважение, восторги, чувство профессии с рождения.
Та это же настоящая архитектурная династия. И ей, я так понимаю, уже больше века.
Николай: Да. Прадедушка закончил питерский Институт гражданских инженеров, архитектурное отделение, в 1895 году.
Интересно, как у моего ребенка проявилась предрасположенность к архитектуре. Когда ему было года три с половиной, такой совсем детский возраст, мы жили в однокомнатной квартире, правда, комната была достаточно большая, светлая. И я как-то захожу в комнату, а посредине комнаты стоит маленький деревянный кубик. А от этого кубика все остальные кубики самых разных видов, самых разных размеров, в виде огромной змеи, вьющейся по всей комнате, лежат один за другим.
Я сына спрашиваю: «А что это такое»?
- «Пап, это дом».
Задаю второй вопрос: «А вот этот маленький кубик»?
-«А это лестница к дому».
Меня тогда прожгло, да, видимо, этот человек тоже будет архитектором. Создавать такие «концептуальные» проекты в три с половиной года, и ты обречен тоже. Потому что, видимо, в голове хранится правильное отношение к пространству и к понимаю дома и лестницы.
Давайте перейдём к Вашему проекту «ОБЛО». В какой момент Вы поняли, что у Вас обязательно должно быть свое дело? И почему Вы выбрали именно дерево как материал, с которым Вам больше всего хочется работать?
Николай: Это все на уровне чувств. Я закончил архитектурный институт в 1980-ом году. У нас не было военной кафедры, поэтому мы все дружно пошли служить в советскую армию. Я служил солдатом в стройбате в Москве, правда, при штабе. Поэтому я вышел на работу только в ноябре 1981 года. И проработал 11 лет в ЦНИИЭПа имени Мезенцева. Был такой Институт зрелищных зданий и спортивных сооружений. Начал я свою карьеру, как все выпускники архитектурного института, с должности обычного архитектора. Последние годы, выигрывая конкурсы, был руководителем мастерской, и у меня были большие серьезные объекты. Я давно освоил эту тяжелую стезю руководителя мастерской, а не просто главного архитектора проекта. Мы тогда начинали строить Дворец культуры в Сургуте, и еще я выиграл конкурс на кукольный театр в Оренбурге, и конкурс на филармонию в Нижнем Новгороде. В общем, это были такие значимые, серьезные объекты. Когда началась перестройка, точнее в 1992 году, я уволился из ЦНИИЭПа. У меня не было никаких сомнений, что так следует поступить. Плюс я получил сертификат Союза архитекторов на право возглавить профессиональную творческую мастерскую №4. У меня уже была частная мастерская и одно из первых партнерских бюро в Париже. Мы делали серьезные проекты в Москве. И мой партнер приглашал меня работать во Франции, мы жили тогда на два дома. Но потом, в какой-то момент, я закрыл все это «хозяйство» и ушел к Сереже Киселеву, моему близкому другу, к сожалению, ныне покойному. Два с половиной года я был у него главным архитектором проекта, мы сделали много отличных объектов. В 2001 году я создал свою «деревянную» компанию - проект «ОБЛО».
Всю жизнь у меня была тяга к дереву. Я родился и вырос на нашей подмосковной даче, которая деревянная, рубленная. И наш дальний дом на севере, который мы купили с друзьями, в деревне, тоже деревянный. Много лет мы все это приводили в порядок.
А где это на севере?
Николай: Это 700 км от Москвы, северо-восток Костромской области. Мы сами чинили, подрубали, выправляли дома и все реставрировали, приводили в порядок. Роскошные старинные гигантские дома. В архитектурном институте мы ездили в невероятные поездки, делали обмеры и рисовали всем известные постройки русского севера.
Меня всегда притягивало дерево, какими-то своими потрясающими возможностями. Сейчас это все называется экологичностью и sustainable architecture (устойчивая архитектура). Весь мир уже строит из дерева, а тогда, еще 20 лет назад, ничего этого и близко не было. Мне хотелось использовать древнюю технологию, которой, как сейчас выясняется, уже почти 6 тысяч лет: рубка в лапу, в обло. Сохраняя эту ручную технологию, можно делать свою архитектуру. Неважно, современную, не современную, архаичную, не архаичную, а свою. То есть, это настолько гениально сформированная технология, что, правильно понимая ее и чувствуя, можно делать то, что ты хочешь, а не то, что она тебе диктует. Меня всегда в трепет приводили всякие пилорамы, запах свежих досок и как из этого круглого бревна получаются неожиданно потрясающие доски. Потом, правда, почему-то их начинают обрезать, делают из них какие-то брусья, обрезные доски. В общем, не используют те возможности, которые можно использовать.
И как-то так сложилось, что придумав себе эту историю, я начал заниматься деревянной архитектурой. Но для этого надо было купить подальше от Москвы какое-нибудь брошенное производство. В результате, это оказалась брошенная машинно-тракторная станция, в очень красивом месте, на доминирующей высоте рядом с городом Галич. Где, собственно говоря, я и основал производство уже в 2002 году. В 2003 году была официально зарегистрирована компания - Проект «ОБЛО».
В Москве была и продолжает работать архитектурная мастерская. В первую очередь, конечно, к нам приходили за архитектурой из натурального дерева. Оказалось, что это всего несколько человек в год, в лучшем случае. Но, в принципе, нам этого хватало. Мы никогда не гнались за количеством и не хотели наращивать производство. И каждый год сдавали максимум 2 - 3 объекта. Никогда не хотелось, и не было планов превращать это в поточное производство. Плюс я не брал никаких кредитов, никогда не брал никаких подъемных средств. Всё делалось только на заработанные деньги, вкладывая их назад, в производство. Пренебрегая земными благами, что считал единственным правильным образом ведения бизнеса. Потому что, это не бизнес, это мастерская архитектора. Мой завод - это мастерская архитектора Белоусова по изготовлению деревянных объектов. Когда мне задают вопросы по капитализации, и так далее, я говорю: «Ребята, мне это абсолютно не интересно». Мне интересны забытые старые технологии, какие-то ходы, связанные с новыми возможностями фактуры рубленой стены и ручной рубки.
Уже столько лет производство хорошо работает, там замечательное руководство. Даже сейчас, в непростые месяцы, у нас было достаточно работы, чтобы поддерживать там нормальную жизнь мы не закрывались ни на один день. Сделали сейчас на заводе хороший ремонт. Есть местные проекты для Костромской области.
Мой домик на заводе тоже сделан из дерева – точнее из остатков. Это не дальняя дача архитектора, это своего рода капитанский мостик или «дом наоборот»: внизу, на первом этаже, моя спальня с душевой и гостевая спальня с гостевой душевой, а весь второй этаж – командный пункт. Представьте, поднимаешься по лестнице на втором этаже и попадаешь в «open space»: окна выходят на 360 градусов, видна вся территория завода, все, что происходит. А еще оттуда видны запредельные костромские дали! Весь ландшафт сформирован лесами, никаких полей нет и линяя горизонта, как в океане, только из леса. Это захватывающее зрелище. Я очень люблю там бывать, и сын туда ездит на авторские надзоры. Мы туда привозим заказчиков - там предъявляем готовый сруб.
Полный текст интервью с архитектором Николаем Белоусовым можно прочитать ЗДЕСЬ
Очень интересное интервью Николая Белоусова «О непростой судьбе деревянной архитектуры в России» можно прочитать ЗДЕСЬ
Продолжение следует
Номер статьи в рубрикаторе журнала WOODFOCUS - 02.01.01. - https://stroim-chastnyi-dom.ru/rubrikator_woodfocus
Хотите регулярно читать интересные статьи на тему деревянной архитектуры и строительства - подписывайтесь на наш канал на платформах:
ЯRUS - https://yarus.ru/user/613218
Яндекс-Дзен- https://zen.yandex.ru/id/6223590ba3cab778193cddb1?lang=ru PABLIKO-https://pabliko.ru/@woodfocus/
#Николай Белоусов #архитектор #Мастерская проект ОБЛО #архитектурная мастерская #архитектор Белоусов #архитектурная династия #деревянная архитектура