Найти тему
Галина Дегтерева

История создания учебного пособия "Моя шкатулка:справочник"

Идея создать пособие у нас возникла очень давно, в далёком 2008 году. Когда я работала в МОАУ СОШ №10 им. К.Э. Циолковского, я являлась участником лаборатории под руководством д.п.н., профессора Г.А Бакулиной, я познакомилась с Ольгой Николаевной Бершанской. В этот момент она начинала работу над своей диссертацией на тему “Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения”. Для проведения диссертационного исследования Ольге Николаевне нужен был класс и педагог, который готов адаптировать её методику на практике.

Авторы учебного пособия "Моя шкатулка: справочник" Ольга Николаевна Бершанская и Галина Дмитриевна Дегтерева.
Авторы учебного пособия "Моя шкатулка: справочник" Ольга Николаевна Бершанская и Галина Дмитриевна Дегтерева.
-2

-3

Встреча оказалась судьбоносной.

В процессе работы мы начали внедрять в учебный процесс приёмы, организующие активную осознанную деятельность младших школьников на уроках литературного чтения. Деятельность позволяла формировать способность ученика выступать субъектом познавательной деятельности и собственного развития.

Открытый урок литературного чтения.
Открытый урок литературного чтения.
-5

В процессе работы быстро накапливался практический материал, которым хотелось делиться с учителями начальных классов. Наш творческий коллектив в составе Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. решил издать рабочие тетради по литературному чтению для 1 и 2 класса к УМК “Планета Знаний” Кац Э.Э.

Накопившиеся за несколько лет авторские материалы вошли составной частью в тетради “Читая - думаю” под названием “Справочник Цветика”. В 2010 году справочные страницы были объединены, расширены, дополнены и изданы под символическим названием “Моя шкатулка”. Актуальность справочника по литературному чтению “Моя шкатулка” определялась спецификой дисциплины “Литературное чтение” и теми изменениями, которые произошли в предмете в связи с переходом на ФГОС НОО.

-6
-7
-8

Несмотря на выход в свет справочных материалов, мы как авторы продолжали работу по отбору, упорядочиванию и систематизации речевого и литературоведческого материала. Это привело к изданию нового расширенного учебного пособия “Моя шкатулка: справочник”.

Первое издание справочника "Моя шкатулка".
Первое издание справочника "Моя шкатулка".

"Моя шкатулка: справочник" содержит 20 словарей: алфавитные, толковые, тематические словари, словари синонимов и антонимов. Они включают слова разных частей речи, необходимые для целеполагания, обозначения эмоций, чувств, настроений человека, составления характеристики героя литературного произведения, описания объектов живой и неживой природы в разные времена года, участия в различных ситуациях речевого общения. Справочник содержит подробные сведения о средствах художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение), признаках литературных жанров.

-10
-11
-12

Соответствие предлагаемых в справочнике “Моя шкатулка” материалов современным научно - методическим взглядам подтверждается фактом использования их в диссертационном исследовании Т.В. Меркурьевой “Методика работы с авторской сказкой в соотнесении с фольклорными источниками на уроках литературного чтения в начальных классах”, выполненном на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальной школе факультета начальных классов ФГБОУ ВПО “МПГУ”, научный руководитель д.п.н. профессор Т.С. Троицкая.

Справочник прошёл серьезную экспертизу. Концептуальные идеи нашего учебного пособия одобрила Наталия Николаевна Светловская, д.п.н., профессор (г. Москва). Содержание и методику использования оценивала Татьяна Вячеславовна Меркурьева, к.п.н.(г. Москва).

Универсальность пособия делает его применимым при работе по любому УМК. Справочник может быть использован во всех системах обучения, на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, музыки, ИЗО и даже математики.

-13

Особая ценность справочника заключается в помощи при написании разнообразных сочинений. Таким образом, книга “Моя шкатулка: справочник” значительно расширяет информационно - образовательную среду младших школьников.

Благодаря рубрике “Пополняю мою шкатулку”, ученик может вписывать слова, которые расширят его словарный запас.

Урок развития речи, написание сочинения по картине.
Урок развития речи, написание сочинения по картине.

“Моя шкатулка:справочник” - это высоко востребованное учебное пособие, которое используют в своей работе не только учителя России, но и педагоги стран ближнего зарубежья. В настоящее время его используют учителя начальных классов, музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы в среднем звене, логопеды, методисты и родители.

К справочнику "Моя шкатулка" разработаны методические рекомендации для учителей. В них подробно описана методика работы со словарями справочника "Моя шкатулка".

Для заказа учебного пособия “Моя шкатулка:справочник” вы можете написать мне в сообществе ВКонтакте. Данное пособие можно приобрести только у авторов.

Творческая работа в группах с использованием справочника "Моя шкатулка".
Творческая работа в группах с использованием справочника "Моя шкатулка".

Все права авторов защищены (Статья 1274 ГК РФ) Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любом формате и любыми средствами без письменного разрешения авторов. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

#учитель начальных классов #педагогика #урокиразвитияречи #урокрусскогоязыка #учитель #школа #мояшкатулкасправочник