В данной статье пойдет речь о периодическом издании Ф.М. Достоевского под названием "Дневник писателя"
«Дневник писателя» — ежемесячный журнал философско-литературной публицистики Фёдора Михайловича Достоевского, выходивший в 1876—1877 и 1880—1881 годах. Под тем же названием писатель вёл рубрику в еженедельнике «Гражданин». По своему литературному типу журнал Достоевского не имеет аналогов в истории русской и мировой журналистики. По уникальной концепции, широкому кругу насущных проблем «Дневник писателя» по праву можно быть назвать энциклопедией русской жизни.
Первоначально публиковался в виде отдельной колонки «Дневник писателя» с первого январского номера за 1873 год еженедельного журнала князя В. П. Мещерского «Гражданин», редактором которого работал Достоевский. В современных газетах это называется «колонка редактора». С конца августа 1873 года Достоевский прекратил выпуск раздела «Дневник писателя» и стал вести внешнеполитическую рубрику в том же журнале «Гражданин» под названием «Иностранные события». Весной 1874 года писатель вышел из редакции журнала «Гражданин», уйдя в работу над романом «Подросток», после завершения которого вернулся к публицистике и возобновил выпуск собственного журнала одного автора (моножурнала) в виде отдельного издания. При этом работа над «Дневником писателя» рассматривалась Достоевским ещё и как подготовка материалов следующего большого романа «Братья Карамазовы». В 1876 и 1877 годах «Дневник» выходил самостоятельными ежемесячными выпусками, печатавшимися в типографии князя В. В. Оболенского. Затем, ввиду занятости писателя работой по созданию романа «Братья Карамазовы», появилось лишь два выпуска: августовский 1880 года и январский 1881 года (вышел уже посмертно).
«Дневник писателя» пользовался большим успехом читателей по всей России, особенно среди молодёжи. Напрашивается сравнение с современными блогерами но к сожалению таких «блогеров» у нас сегодня трудно найти. Хотя почти все современные писатели ведут видеоблоги и текстовые тоже. Остается только подождать, возможно кто-то из наших современников станет ровней Достоевскому. При жизни писателя ежемесячные выпуски журнала за 1876 год дважды публиковались отдельными изданиями — в 1877 и 1879 годах. «Дневник писателя» за 1877 год вышел отдельным изданием в 1878 году.
Единственным автором «Дневника писателя» был Ф. М. Достоевский, который выступал редактором, журналистом и романистом в одном лице. При этом «сотрудниками» своего моножурнала Достоевский считал своих читателей-корреспондентов, поскольку некоторые статьи создавались на основе писем подписчиков. Супруга писателя А. Г. Достоевская вела ответственную работу по подписке «Дневника писателя» и его продаже через владельцев книжных магазинов. По современным понятиям супруга была литературным агентом Достоевского. Кроме жены большую помощь по изданию и распространению журнала оказывал метранпаж ( то же самое что верстальщик - специалист вёрстки, который разбивает текст на отдельные страницы, компонует его с иллюстрациями издания) М. А. Александров, оставивший об этом свои воспоминания, в которых использовал орфографию Достоевского: «Дневник Писателя»
В «Дневнике писателя» Достоевский откликался, главным образом в публицистической форме, на волновавшие его события современности. Вместе с тем «Дневник» содержит ряд художественных произведений — рассказы, очерки, воспоминания.
Критика 1870-х годов отмечала ценность этих художественных страниц «Дневника писателя». В последний период творчества Достоевский действительно достигает поразительной силы в искусстве малых жанров, которые он и создаёт в этом издании. Он создаёт новые виды философской и психологической повести («Кроткая» и «Сон смешного человека»), фантастического рассказа («Бобок»), художественных очерков современного Санкт-Петербурга («Столетняя», «Мальчик у Христа на ёлке»), художественных мемуаров с большими обобщениями и глубокими выводами («Мужик Марей»).
Удивительно, но Достоевский это первый блогер «Всея Руси». Бороздя просторы интернета часто слышишь про «качественный контент» который пытаются создавать наши блогеры-современники. Современные технологии дали возможность всем высказывать свое мнение, будь ты полным дураком и дилетантом или профессором с признанием в научных кругах. Совсем необязательно, в нашей больной реальности, что профессору будут доверять больше чем девочке–подростку с синими волосами. «Качественный контент» сегодня это то, что ярче блестит и сильнее привлекает, института авторитетов нет, авторитетен тот кто громче кричит и красивее выглядит. Рано или поздно это измениться, потому что история ходит по кругу. Надеемся на современных писателей и мыслителей, которые есть, а пока читайте «Дневник писателя», тем более что он переиздавался и еще будет переиздаваться.
Читайте также