Портрет богатства, содержащий аллегорию морального осуждения.
В самом центре этой картины женщина держит в одной руке весы. Она изысканно одета в жакет с меховой подкладкой. На столе перед ней стоит открытая шкатулка, переполненная украшениями из жемчуга и золота, а также сверток голубой ткани насыщенного цвета.
Женщина явно богата. Она принимает созерцательное выражение лица, оценивая вес - и, следовательно, стоимость - каждого украшения. На ее губах можно заметить нежную улыбку, возможно, это выражение удовлетворения результатом ее измерений. Или, если это не улыбка, то возможно на её лице читается осторожность, намекающая на деликатность ее занятия. Ведь на чаше весов лежат не только деньги.
Как и многие другие картины Яна Вермеера, это изображение проходит по тонкой грани между реалистическим изображением и моральной аллегорией. Его смысл так же сбалансирован, как и весы в руке женщины. Настоящая глубина достигается благодаря картине, которая висит на стене позади женщины.
Если присмотреться, то можно увидеть, что на картине сзади изображен Страшный суд. Это момент, когда души спасенных и проклятых будут окончательно распределены. Согласно христианской традиции, в конце времен ангелы поднимут мертвых из могил, чтобы Христос вынес им приговор и отправил на небеса или в ад. Христос изображен в верхней части картины; внизу - фигуры, разделенные между двумя царствами.
Таким образом, картина Вермеера имеет двойной смысл. С одной стороны, на ней изображен прекрасно составленный интерьер XVII века, где изысканно одетая женщина уединенно размышляет о своем материальном богатстве. С другой стороны, она говорит нам о том, что земные сокровища золота и жемчуга - всего лишь мелочь по сравнению с великим судом, который ожидает ее после смерти.
Прелесть картины Вермеера заключается в двойственности этой сцены. Ведь это не откровенно морализаторский образ; перед нами не беспринципная женщина с чрезмерными материалистическими амбициями. Скорее, с весами в руках она уравновешивает богатство и мораль (актуальная проблема для голландского общества XVII века).
Дополнительную деталь в картине Вермеера, которая еще больше раскрывает ее смысл, на самом деле легко пропустить. На стене прямо напротив лица женщины расположено зеркало. Оно изображено в профиль, поэтому мы видим только кусочек отраженного света от его поверхности.
Присутствие зеркала наводит нас на размышления и требует от зрителя дополнительных догадок. Ведь мы должны представить себе реакцию женщины, как если бы она подняла голову от своего занятия. Подняв голову, она, несомненно, увидела бы себя в зеркале и задала бы тот самый вопрос, который зритель уже задал себе. Взвешивает ли она свои украшения или взвешивает свою духовность?
Таким образом, картина, на которую мы смотрим, и зеркало, заключенное в ней, играют одну и ту же роль. Зеркало тождественно картине и наоборот, картина – зеркалу.
Вермеер перешел в католичество, когда женился, и часто стремился наполнить свои работы как светским, так и духовным смыслом. Эта картина как раз находится на стыке. Окруженная своими мирскими сокровищами вместе с картиной Страшного суда, изображенная на ней женщина ставится перед выбором: духовное царство или жемчуг и золото в её шкатулке с драгоценностями.
***
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк. Если вы хотите помочь в развитии канала, воспользуйтесь формой ниже:
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство