Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

Пассажирский самолет аварийно приземлился в тундре: никто не пострадал, но 9 человек таинственно исчезли

Реальная история, достойная экранизации. 75 лет назад в послевоенном Советском Союзе произошло летное происшествие, в результате которого бесследно исчезли люди. Тайна их пропажи не разгадана до сих пор. Тогда аварию засекретили и на долгие годы забыли о ней. И лишь в наше время удалось найти остатки самолета и вспомнить о судьбе пассажиров и членов экипажа.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Таймырский полуостров – самая северная часть Евразии, безлюдный и холодный край, где в нескольких поселках, расположенных по берегам арктических морей, живут военные, моряки и авиаторы, занятые на эксплуатации Северного морского пути. Один из таких поселков - Косистый (в 2000 году ликвидирован) на побережье Моря Лаптевых.

22 апреля 1947 года здесь приземлился самолет, доставивший пассажиров и различные грузы. «Аэрофлот» осуществлял нерегулярные рейсы военно-транспортными самолетами Douglas C-47 американского производства. В годы войны США их поставляли в СССР по ленд-лизу. После Победы надежные и неприхотливые в эксплуатации машины были переданы Гражданскому флоту для работы в условиях Крайнего Севера.

Обратно самолет вылетал в тот же день. Путь на Красноярск с несколькими промежуточными посадками. Первая из них – поселок Хатанга, расположенный чуть южнее Таймырского полуострова. Сегодня здесь проживает 2600 человек.

В 19:30 по местному времени «дуглас» поднялся в воздух с 28 зарегистрированными пассажирами и 5 членами экипажа. По некоторым данным на борту были еще шесть «безбилетников» - нормальная практика в те годы.

Командир воздушного судна – 36-летний Максим Тюриков, опытный летчик полярной авиации с 15-летним стажем, награжденный орденом и медалями за службу в годы Великой Отечественной войны.

Максим Тюриков. Фото из открытых источников
Максим Тюриков. Фото из открытых источников

Через 33 минуты после взлета он передал по радиосвязи сообщение об отказе одного из двух двигателей, но сообщил о продолжении полета по маршруту. Последняя радиограмма с самолета пришла в 21:30, когда он уже должен был подлетать к Хатанге. На аэродроме самолет не дождались.

Борт попал в ледяную пургу и сбился с курса. Топливо подходило к концу, и экипаж Тюрикова аварийно посадил самолет прямо в тундре, примерно в 180 км от места назначения, на лед замерзшего болота. При экстренном приземлении никто не пострадал. 33 (или 39) человека, среди которых трое детей и пятеро женщин, оказались в не самых страшных условиях. Рация вышла из строя, но есть надежда, что помощь скоро придет.

Со следующего утра начались поиски потерянного борта. В радиусе сотен километров от Хатанги практически безлюдная тундра. Только три недели спустя, 11 мая 1947 года, поисковый самолет обнаружил пропавший «дуглас». Но не все летевшие на нем были спасены.

Карта местности, где происходили события. Фото с сайта rgo.ru
Карта местности, где происходили события. Фото с сайта rgo.ru

Метели и низкие температуры люди пережидали внутри самолета, благо среди перевозимого груза нашлись одежда и шкуры животных. Днем жгли авиационное топливо. Продовольствия было мало, крупы и тушенка, его пришлось экономить. Немного спасала рыбалка и охота на мелкую тундровую живность - у некоторых пассажиров личные охотничьи ружья, у членов экипажа пистолеты. Питались даже подножным кормом – мхом, как северные олени. Духом не падали, даже все вместе отметили Первомай. Когда их спасли, многие были истощены и обморожены, но никто серьезно не пострадал.

На четвертый день после аварийной посадки командир Максим Тюриков, обеспокоенный, что не видно поисковых самолетов, решил пробираться к ближайшему населенному пункту самостоятельно. Для этого он собрал команду из 9 человек. Оставив в импровизированном лагере за главного второго пилота, он взял бортрадиста, бортмеханика и еще 6 пассажиров.

9 мужчин ушли за помощью и исчезли бесследно. Только 6 лет спустя в октябре 1953 года местный оленевод-нганасан (народность такая) обнаружил скелет человека примерно в 120 км от места аварийной посадки. Он собрал остатки вещей погибшего и доставил их на «большую землю». Среди вещей оказался планшет с документами на имя Максима Тюрикова. Принадлежал ли скелет пилоту неизвестно.

Что же стало с пропавшими людьми? Могло произойти, что угодно. Замерзнуть в снежной пурге, провалиться под лед многочисленных болот, стать жертвами коренных жителей Крайнего Севера, - все это рабочие, но ничем не подтвержденные теории. Настораживает, что пропавшие - здоровые мужчины, опытные полярники и охотники, готовые к самым экстремальным условиям. Не оставить ни единого следа они не могли.

На обшивке самолета многие выжившие оставили свои автографы. Вот запись, сделанная М. Тюриковым сразу после аварийного приземления. Фото из открытых источников
На обшивке самолета многие выжившие оставили свои автографы. Вот запись, сделанная М. Тюриковым сразу после аварийного приземления. Фото из открытых источников

Среди пассажиров самолета были пять бывших зеков, только что освобожденных после окончания ссылки в поселке Косистый. Четверо из них ушли в составе отряда Тюрикова. По воспоминаниям участников событий зэки вели себя вызывающе и командир намеренно забрал их с собой, чтобы не оставлять с пассажирами. Спустя много лет, один из пилотов спасательной миссии рассказывал, как в конце апреля 1947 года заметил в тундре четырех мужчин в одинаковых синих бушлатах. Летчик приземлился, надеясь, что это выжившие пассажиры «дугласа». Но мужчины заверили, что они обычные рыбаки. Только вернувшись на базу, советский пилот узнал, что в синие бушлаты были одеты освобожденные зэки.

Могли ли они стать причиной пропажи отряда Тюрикова – сказать трудно. Все-таки это были свободные люди, им не нужно сбегать и прятаться. Но бытовой конфликт в пути исключать нельзя.

Потерпевший аварию самолет «дуглас» так и остался в тундре. Много лет он интересовал разве что мародеров. Оленеводы тундры унесли все, что только было можно – сиденья, приборы, механизмы, оставив лишь металлически корпус. Таймырские краеведы неоднократно поднимали вопрос о превращении самолета в памятник советской полярной авиации, но для этого машину нужно было вывезти из мест, где нет дорог и крупных рек.

Друзья! Поддержите автора: поставьте лайк и подпишитесь на канал! Заранее спасибо!

Только в наши дни Русское географическое общество провело две экспедиции по эвакуации «дугласа». Летом 2016 года остов самолета с предварительно отпиленными крыльями подняли на вертолете и переправили на 80 км до ближайшей большой реки. Далее погрузили на баржу и доставили в город Дудинка. В марте 2017 года крылья вывезли на специально изготовленных санях, запряженных в караван вездеходов.

Кадр с YouTube.ru, канал «Экспедиционный центр РГО СФО»
Кадр с YouTube.ru, канал «Экспедиционный центр РГО СФО»

Из Дудинки по Енисею на борту теплохода «дуглас» проделал еще 2 тысячи километров до Красноярска, где в ближайшие годы должен открыться Парк-музей освоения Севера. Сегодня «дуглас» Тюрикова на реставрации. Исторический самолет станет одним из экспонатов, символизирующих героизм русских первопроходцев и полярников.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: