«Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?»
Третий роман великого автора, что является моим самым любимым писателем за всё время (эта книга, к слову, тоже занимает первые места в моём литературном топе).
Действие романа затрагивает два периода — охваченную Гражданской войной Россию 1918-19-х годов и постперестроечную Россию середины 1990-х. Центральный план повествования — восприятие действительности Петром Пустотой, находящимся сразу в обоих временных отрезках. В революционной Москве Пустота знакомится с легендарной личностью Василием Чапаевым и уезжает с ним на фронт Гражданской войны. В России 90-х Пётр — пациент психиатрической больницы, в которой вместе с другими душевнобольными проходит экспериментальный курс реабилитации.
Соседями по палате стали три пациента: Сердюк, якобы втянутый в войну японских кланов; некий человек, представляющийся «Просто Марией», которая состоит в отношениях с Арнольдом Шварценеггером; и бандит Володин, попавший туда благодаря своим же сообщникам. Сюжетные линии Марии и Сердюка в символическом плане соответствуют возможному будущему России — так называемому «алхимическому браку» с Востоком или Западом (поясняю, если кто-то не в курсе, после развала СССР, многие задавались вопросом на какой путь развития должна встать Россия-матушка, на западный, восточный или индивидуальный, сполейрить на что склоняет нас автор — не буду, задача читателя, хоть и примитивная исходя из сюжета). Бандит Володин же символизирует ницшеанского философа сверхчеловека. В начале повествования главврач объясняет только что прибывшему Пустоте, что его методика реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте»: четверо больных, находясь в одной палате, объединены единой целью выздоровления, для чего все они коллективно погружаются во внутреннюю «реальность» друг друга.
Сам Петька Пустота полагает, что реален мир революционной России, а психбольница — лишь сны его воображения, однако Чапаев (представленный в романе как бодхисаттва (в буддизме существо (или человек), которое в высшей ступени пробуждения приняло решение стать «буддой» для блага всех существ, и постепенно становящийся буддийским учителем Пустоты) пытается убедить нашего героя, что нереальны оба мира.
Роман построен как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению (са́тори), добиться которого ему помогает Чапаев.
К удивлению (кого-либо и моему в т.ч.), эта книга произвела на меня огромный эффект (бабочки и изучения буддизма, как такового), как говорится: преисполнился в своём познании и рекомендую максимально к прочтению вместе с Hildur Guðnadóttir - Bathroom Dance.
P.S.!!! Разговоры у костра (где произошло моё личное са́тори) я рекомендую читать при данной композиции: Ark Patrol - Let go (Slowed - Instrumental - 8D).
«Весь этот мир — это анекдот, который Господь Бог рассказал самому себе.»