Найти тему

Культура потребления - рабство нынешнего дня.

Добрый день, уважаемые дамы и господа. Хочу рассказать о культуре потребления в обществе. Сегодня это одна из актуальных и обсуждаемых тем, особенно при скупке товаров первой необходимости при карантине. Этот процесс тоже является культурой потребления.

Для начала разберем, что же такое есть культура потребления?

Культура потребления – это функционирующая господствующая программа использования членами общества всех потребительских благ. Она включает в себя все компоненты культуры: представления о потребительских ценностях и нормах, регулирующих потребление, санкции общества на нарушение или соблюдение потребительских норм, язык как свод правил интерпретации потребительских актов, устойчивые автоматические потребительские практики (свободные привычки). Культура потребления включает также в себя объективный и субъективный компоненты, т.е. надындивидуальную реальность (пространство культурных возможностей) и освоение этих возможностей на уровне индивидов и их групп. Удивительным кажется то, что у каждого человека очень индивидуальный выбор тех или иных благ, которые он потребляет. Однако, будучи далеко от родных мест, оказывается, что, например, в другой стране или городе будут другими доминирующие вкусы в области питания (национальная кухня), архитектуры, одежды, косметики, организации свободного времени и т.д.

(http://www.consumers.narod.ru/lections/consculture.html )

Удивительно, на сколько человек зависим от тех или иных благ общества, которые, впрочем, мало, чем способны сделать жизнь потребителя лучше. Нельзя не сказать, что в нашей стране массовое потребление началось при СССР, в тот момент, когда товар (благо) стало производиться исключительно для народа, господствующего рабочего класса. Хотя, можно упомянуть про моду 18-19 века, когда «уважающие себя» дамы тщательно следили за модой – тем самом, имея свой, скажем так, слой общества, который потреблял похожие блага. Однако речь идет все же о массовости, о мире, где царит глобализация и потребление.

Хочется затронуть тему ненужных покупок, а точнее «привычку» покупать. Как часто вы идете в магазин после работы за какой-то одной вещью, а выходите оттуда с мешком продуктов, совершенно ненужных или вредных сласт’ей? Говорить, что это экономически не выгодно для бюджета - бесполезно. Это уже привычка, которая, кстати, затронула и меня. Вместо того, чтобы писать «как это плохо», напишу сразу же о решении.

Во-первых, нужно знать что привы́чка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки». Это про: «взять жевачку на кассе просто так», здесь читатель может со мною поспорить, мол, она для свежести дыхания; или сникерс по скидке «ну это же по скидке! Экономия…». Естественно, покупка тех или иных благ - дело каждого. Не надо упоминать, сколько сахара, калорий или рублей уходит в месяц, а то и в год на все это. Нам, слабовольным потребителям очень сложно совсем отказаться от той ли иной привычки, поэтому ее можно заменить. Известно, что привычка в среднем закрепляется в подсознании человека примерно за 66 дней. (http://haa.su/VNJ/). Схема для ее замещения довольно проста. Она состоит из такой цепочки: знак, действие, поощрение. Весь смысл в том, что бы заменить действие. Каким же образом можно заменить действие покупки ненужных продуктов? Предлагаю составлять список покупок перед походом в магазин, постараться быть сытыми. В качестве поощрения могут быть различные решения: от альбома мечты – целей требующих затрат рубля (в данном случае эффект накопления и экономии на действительно «желанные» блага), до затрат $ на посиделки с друзьями в уютном кафе и т.д.

Следующей темой хочу указать про покупку «потому что берут все» - я считаю это тоже своего рода бич массового потребления. Это из серии «купить новый айфон, потому что тренд» или вещь, которая в моде или вспомним, как упоминалось выше, «скупка гречки и туалетной бумаги» в период эпидемии коронавируса. В какой-то момент, наверняка проскальзывала мысль о том, что совсем скоро «не модная» вещь вернется в тренды, и покупать новую не имеет смысла. Решение проблемы – покупка базовых, возможно дорогих, но качественных вещей. Удивительно то, что с возрастом у женщин гардероб становиться меньше, но качественней и дороже. Однако, шипоголику – плюшкину трудно остановиться на переполненном шкафе, ведь «абсолютно нечего надеть», «сегодня распродажа» или «статус не позволяет». Причиной такой привычки могут быть различны, от лишений в прошлом некоторых благ, до гонки «быть краше подружки». В качестве замены данной привычки – во-первых осознание достоинства уже имеющихся вещей, во-вторых воспринимать покупку чего- либо, как читмил (день шопинга после долгого перерыва на определенную сумму денег, тщательно подобранных вещей, действительных желанных). Еще одним решением, является правило восьми часов – необходимо подождать указанный срок, а лучше дня два, чтобы понять – действительно ли так необходим тот или иной товар. Кстати, интересно, что порой не так важен сам продукт как процесс покупки - приобретения. Задумайтесь, может быть, вы, таким образом, удовлетворяете какую-либо другую потребность? Осознание замещения в получении удовольствия от абсолютно другого акта потребления может быть решением многих психологических проблем, ведь подавление и не удовлетворение истинных потребностей может привести человека в ловушку рабства того же общества потребления.

Еще одна тема, актуальная лично для меня - это ведение бюджета студентов, будучи оторванных от семейного достатка, где из ниоткуда всегда есть соль, подсолнечное масло и спички. В такой период жизни вырабатывается привычка разумных или не разумных покупок тех или иных благ, где можно проследить целую эволюцию становления потребителя. Начало подразумевает под собой отрыв от семьи и бесконтрольного транжирства родительских ресурсов. Затем, временное отсутствие денежных благ, когда накапливается опыт жесткой экономии или лишений в удовольствиях. Далее следует самостоятельная добыча ресурсов, это устройство на работу, ведение уже личного бюджета и потребление. На данном этапе закрепляется модель поведения человека как потребителя. Именно здесь отправная точка накопления благ, от которой зависит дальнейший достаток индивида. Дальше, как распределял один финансист, наступает фаза семьи – ее становление, развитие длящиеся до выхода человека на пенсию. В данной фазе идут в основном траты на образование детей, кредиты или выплаты на ипотеку, потребление массовых благ. Например это может быть проведение выходного дня с детьми или без, если их еще нет, в торговом центре с обедом на фудкорте и т.д.; так, что модель потребителя смело закрепляется в подсознании человека, а наличие массы людей иногда может служить как иллюзия безопасности и «правильности действия» от выражения «так принято».

Таким образом, очень важно быть финансово грамотным человеком, не поддаваясь массовым стандартам. Это убережет ваш бюджет, свободное время и культуру бесконтрольного потребления.

22 марта 2020