Важнейшим праздником весеннего цикла было Светлое Христово Воскресенье - Пасха (Паска, Святая), которая почиталась у казаков как самый главный и радостный праздник. Его основные черты те же, что и в общерусской традиции. Народные гулянья длились всю Светлую седмицу, в течении которой соблюдался запрет на работу. Пасхе предшествовала Страстная неделя (Страшная неделя), в конце которой хозяйки пекли куличи и красили яйца, готовили из творога паски.
В Пасхальную ночь никто не ложился спать, в полночь все отправлялись в церковь на всенощную службу. Рано утром в церкви освящали куличи и яйца, которыми затем обменивались, а при обмене христосовались - троекратно целовались.
По возвращении домой разговлялись мелко накрошенными в молоко яйцами, салом и творогом, ели куличи и паски. Затем приступали к праздничному обеду с мясом, щами и пирогами. В первый день пасхальной недели или во вторник "хадили поминать радитилеф", то есть посещали кладбища, куда в большом количестве приносили еду, накрывали столы. Кусочки пасхи и яйца клали на могилы (яйца иногда зарывали).
В материалах этнографических исследований отмечено, что в первый день Пасхи соблюдался запрет на употребление спиртного. После посещения кладбища (понедельник, вторник). Начинались "гулянья", пели старинные песни. Гульбу "открывали" казаки-старики. На примере этой ситуации видим особую роль старчества в казачьей традиции.
Во многих станицах в этот период начинали водить "карагоды" (хороводы) с участием молодежи и стариков. Хороводы двигались "по-над горой, в гору и с горы". При исполнении песни "из улицы, улицы" на словах "нашел ключи старый дедушка" старики должны были целовать "девок и молодых баб". Этим обрядом старики снимали "постовой запрет на общение полов" и "открывали брачные традиции".
Общинные гулянья на Пасху организовывались также с соблюдением половозрастного принцыпа, за каждой группой закреплялось определенное место. Семейные мужчины и старики собирались компаниями обычно в центре поселения (мужчины играли "в орла" на яйца), молодежь - на краю, нередко на возвышенности (где устраивали карагоды):
"На Пасху взрослые казаки сабирались кампанией играть в яйца.
Деньгу падкидывали, как орел выпал - выиграл, как решка - так
добавляешь в кучу яиц. А дефки... те на луг ходли, там
песнииграли и карагоды водили...."
В числе весенних детских игр и забав называли: "с коня на конь", "чехарда", "краски", "квач", "чверни голову", "в зайца", "в ярки", "четки", "городки", "клинушки", "третий лишний", "в уточки", "горелки", "вышибала", "чижик" и др. В играх дети и казачья молодежь физически закалялись и приобретали многие навыки, так необходимые им в последующие годы военной службы.
Пасхальная неделя - это время активности молодежи брачного возраста. Именно с этого времени (с санкции стариков) начинались "улицы" и "карагоды". Парни и девушки устраивали на Пасху качания на качелях и каруселях, игрища и хороводы.
Качания на качелях было связано с символикой пробуждения, оживления и должно было, по мнению носителей традиции, способствовать весеннему пробуждению природы, хорошему росту будущего урожая. Игры между парнями и девчатами имели не редко ярко выраженный брачный характер.
Во многих поселениях устраивали "вождение кобылы" - находили остов лошадиной головы, остов надевали на деревянные вилы, обряжали тканью, длинный шест клали на плечи ряженным из тряпья прилаживали хвост. Еще трое парней оголяли торс и мазались сажей, через плечи вешали сумки для "добычи". Устраивали различные представления на которые собиралась публика, затем на публику кидались "цыгане" с плетями и те кто давал что-нибудь были легко ударяемы кнутами, а остальных били весьма ощутимо. Кобылу шатало-мотало, она могла упасть и "цыгане" производили над ней всякие смешные операции что бы поднять кобылу. Но кобыла не вставала, тогда Парни кричали "Сглазили злодеи..." и кидались на публику, догнав кого-либо из женского полу требовали христосоваться. Многие давали им яйца и деньги. Не давший выкупа мазался сажей или бился кнутом.
Это лишь немногие отголоски традиций дошедшие до наших дней и помогавшие нашим предкам прожить тысячелетия сохранив свою индивидуальность и свой собственный народный колорит!!!!
(Использованы материалы из книги М.А. Рыбаловой "Стать Воином)