Итак, в сегодняшней подборке - новые персонажи и новые портреты!
Жан-Батист Кольбер
"Человек среднего роста, скорее худой, чем полный, с глубоко сидящими глазами, плоским лицом, черными жесткими и столь редкими волосами, что с молодости принужден был носить скуфейку. Взгляд у него был строгий, даже суровый."
Читая Дюма, легко почувствовать, что у писателя явно были "любимые" и "нелюбимые" исторические персонажи. Яркий пример - кардинал Ришелье. Человек, немало сделавший для страны, в романе "Три мушкетёра" представлен злодеем, который только и делал, что плёл козни. Так и с Кольбером. Дюма противопостовляет двух персонажей - министра Кольбера и суперинтенданта финансов Николя Фуке - и явно не в пользу первого. Не ясно, чем Кольбер пришёлся Дюма не по вкусу, ведь для государства Кольбер, как и Ришелье, сделал много нового и полезного.
"С подчиненными он был горд, перед вельможами держался с достоинством человека добродетельного. Всегда надменный, даже тогда, когда, будучи один, смотрел на себя в зеркало."
Вступив на пост интенданта финансов при молодом Людовике XIV, Кольбер взялся за выявление финансовых преступлений и, в первую очередь, коррупционной сети, сплетенной суперинтендантом финансов Фуке. В итоге Фуке низложить ему удалось. Конечно, непомерное тщеславие Людовика тоже имело огромное значение. (Вообще, как выясняется по ходу написания статьи, невозможно, говоря о Кольбере, не упоминать Фуке, и наоборот).
Кольбер провел множество экономических реформ, оказавших положительное влияние на развитие Франции. Постоянно искал (и находил) новые источники доходов для опустевшей после Мазарини королевской казны. Так, выявляя финансовые преступления, он не только подвергал преступников суду, но и облагал их огромными штрафами - миллионы поступали в казну...
"Что же до его ума, то все расхваливали его глубокое умение составлять счета и его искусство получать доходы там, где могли быть одни убытки."
Реформам подверглась и система налогообложения. Кольбер старался сделать размеры взимаемых платежей насколько возможно равными для всех слоёв населения.
Кольбер ратовал за увеличение экспорта и уменьшение импорта, стремясь обеспечить приток денег в государство. Это политика получила название меркантилизма. Международная торговля при Кольбере процветала.
"...у него гигантские замыслы, большая выдержка, осторожность; он далеко пойдет."
В общем, столько всего сделал полезного... Но Дюма почему-то рисует Кольбера в неприятных красках. В романе Кольбер мелочен, коварен, надут, в отличие от благородного, непринуждённого Фуке. Он интригует исподтишка, ревностно следит за Фуке и лопается от злости, если сопернику удаётся вывернуться из расставленных им ловушек... Что же, таков художественный замысел писателя.
Николя Фуке
"Что же такое господин Фуке? Это красивый мужчина, которого очень любят женщины, прославляют все поэты, большой умница, которого ненавидят глупцы."
Любовь Дюма к Фуке видна невооружённым глазом! В романе Фуке - ярчайший персонаж. Он бесконечно благороден, способен на широкие жесты, обладает подкупающей уверенностью в себе и находчивостью, он ценитель всех наслаждений, что может дать жизнь богатому человеку, он галантный и страстный любовник, забывающий обо всём в объятиях дамы...
"...легкомысленный и увлекающийся человек... человек, для которого наслаждение составляло все на свете."
Как же так вышло, что крупнейший коррупционер Франции XVII века вызывает не осуждения у читателей, а восхищение?
Между тем, Дюма не упоминает о том, каким образом Фуке приобрёл баснословное богатство. Мы просто видим могущественного и богатейшего человека Франции, пожалуй, настоящего короля с личным блистательным двором и свитой восторженных почитателей, а это тщеславному Людовику XIV очень даже не нравится, и терпеть он такое больше не намерен...
Фуке заведовал всеми доходами и расходами королевской казны. Ещё при Мазарини огромные налоговые поступления до казны просто не доходили в полном объёме! Налоги проходили через множество рук и оседали по пути в карманах, в итоге в казну доходила ничтожная часть. Мазарини активно злоупотреблял своей властью и наживался по чём зря. Фуке, обеспечивая казну и кардинала деньгами, не забывал и про себя.
Фуке отстроил для себя грандиознейшее поместь Во-ле-Виконт, купил остров Бель-Иль, где выстоил цитадель с укреплениями и собственным флотом...
Людовик с помощью Кольбера крепко взялся за суперинтенданта финансов, и несмотря на всё могущество, такой колосс, как Фуке, в конце концов пал...
Фуке устроил в честь короля грандиозный праздник в своём поместье... Король был в неистовом гневе. Он посчитал, что министр издевается над ним, кичась своим богатством и влиянием. От немедленного ареста прямо на празднике Фуке спасло только то, что королю шепнули о том, что не стоит нарушать приличия и обнародовать скандал...
Арест последовал позже... Король настаивал на смертной казни, суд не поддержал. Фуке был отправлен в пожизненное заключение в суровейших условиях. В 65 лет он скончался в тюрьме.
"...по-прежнему красив, по-прежнему осанка его дышала благородством, а печальная складка у рта, редко появлявшаяся у этого человека, придавала его лицу какой-то новый, молодивший его оттенок."
Арман де Граммон, граф де Гиш
А теперь перейдём от министров к придворному. Он на экономику страны не влиял, но интриговал напропалую!
В романе Дюма граф де Гиш - хороший друг заглавного персонажа, Рауля де Бражелона. Граф - благородный человек, верный рыцарским идеалам, но очень порывистый, зависимый от сердечных страстей...
Как и в романе, настоящий, исторический граф де Гиш - фаворит прица Филиппа Орлеанского, брата Людовика XIV. Говорим фаворит, а с учётом нравов того времени имеем в виду - любовник... В книге, конечно, такого нет - граф страдает от любви к принцессе Генриетте Английской, супруге Филиппа.
Как и многие красивые и тщеславные молодые люди того века, Арман решил найти тёплое место при дворе. Он был обаятелен, обольстителен и распущен.
Жизнь его была полна как любовных, так и военных приключений. Для меня же, как для читателя, придворные щёголи не интересны... несмотря на то, что Дюма изображае де Гиша порядочным и честным человеком. Что-то мне кажется, что настоящий граф таким не был... скорее, представляется авантюрист! Люди действия, люди умные и решительные, такие как персонажи Монк, Кольбер и Фуке мне больше интересны, пусть даже они и не всегда выступают положительными персонажами!
А вам кто больше интересен?