Бывало ли такое с вами, что придя с друзьями в караоке, вы вдруг обнаружили, что звуки, которые вы издаете, не совсем соответствуют вашим ожиданиям, а вам самим теперь больше всего хочется оказаться где-нибудь на другом континенте с другим именем и фамилией?
Какие вы делали выводы из такой ситуации? Скорее всего, что-то из серии "мне лучше не петь" или "надо же было настолько без слуха родиться!" Или, что еще хуже, друзья говорили вам, что лучше бы вам закрыть рот и больше никогда его не открывать.
А что если я вам сейчас скажу, что ваше фальшивое пение еще не является признаком отсутствия способностей к музыке? Заинтриговала? Тогда читаем дальше! Расскажу, что такое музыкальный слух и дам пару лайфхаков, как вам его развить.
Слышать и воспроизводить - не одно и тоже!
Слух отвечает за восприятие информации из внешнего мира, а не за ее дальнейшее воспроизведение, и если говорить о музыкальном слухе, то проявляется он не в вашем виртуозном попадании в ноты, а в том, как вы слышите и воспринимаете музыку. И говорить о полном отсутствии слуха и музыкальных способностей можно только если вы глухонемой, либо действительно совершенно равнодушны к музыке.
Людей, у которых музыка не вызывает ровным счетом никаких эмоций и они не любят ни слушать ее ни петь ни танцевать под нее, на всей планете единицы. И что-то мне подсказывает, что если вы заинтересовались этой статьей, вы уж точно в их число не входите.
Поэтому на самом примитивном уровне проверяем музыкальный слух следующим образом: включаем инструментальную музыку, которую я прикреплю ниже, внимательно ее слушаем и пытаемся понять, вызывает ли она у вас хоть какие-то эмоции. Хочется ли вам под нее подвигаться или потанцевать, или нахлынула какая-то грусть, или наоборот, было грустно а с музыкой стало легко и хорошо?
Если хоть какие-то эмоции у вас эта музыка вызвала, пусть даже показалась странной и совершенно не понравилась, значит, у вас есть так называемая отзывчивость на музыку, а значит, и музыкальный слух, пусть и недостаточно хорошо развитый.
Развитие слуха это уже дело техники.
Есть разные виды музыкального слуха
И отвечают они за восприятие разных нюансов в музыке. Я не буду перечислять их все, за меня это уже давно сделала Википедия и множество других источников, приведу лишь несколько примеров.
Например, два самых распространенных вида - относительный звуковысотный и мелодический музыкальный слух. Благодаря первому мы слышим, какая нота выше а какая ниже, а еще улавливаем настроение нашего собеседника (в хорошем настроении наш голос, как правило, становится выше, а когда мы грустим или злимся - ниже).
Благодаря мелодическому слуху мы понимаем движение мелодии в песне (вверх, вниз, на одной ноте и т.д.) а в речи он помогает нам понять, задает ли собеседник вопрос или просит нас о чем-то или просто рассказывает какую-то интересную историю.
Есть еще тембральный музыкальный слух. Благодаря ему мы различаем голоса певцов, телеведущих и всех наших друзей и знакомых. Так же благодаря ему мы отличаем фортепиано от гитары, а скрипку от саксофона, например.
Вы же понимаете настроение вашего собеседника по голосу? И наверняка, прекрасно слышите, когда вам задают вопрос, а когда просят что-то сделать. И уж тем более точно не путаете голос начальника с голосом мамы, или брата, например. Если да, поздравляю, еще один тест показал, что у вас есть музыкальный слух!
Разумеется, у музыкантов все виды музыкального слуха развиты намного лучше, чем у человека, который никогда музыкой не занимался. Но это не потому что у музыкантов есть какой-то особый дар свыше или как-то иначе работает слуховой аппарат. Просто благодаря опыту и практике, они быстрее слышать и анализируют различные нюансы в музыке. И вы тоже так сможете, если будете регулярно заниматься музыкой.
Так как же развивать музыкальный слух?
На самом деле любые занятия музыкой, будь то пение или игра на инструменте делают ваш музыкальный слух более тонким и чувствительным к различным нюансам.
В музыкальных школах и ВУЗах есть специальный предмет - сольфеджио. На нем как раз учат слушать и анализировать различные мелодии, интервалы, аккорды, и ритмические рисунки. Такое целенаправленное обучение очень хорошо развивает музыкальный слух.
Однако как вы знаете, теория без практики ничего не стоит, поэтому, сольфеджио - это сопутствующий дополнительный предмет, а параллельно нужно заниматься вокалом, если ваша конечная цель - научиться петь, а не просто стать экспертом в области теории музыки.
На вокале при разборе песен вы точно так же будете учиться слушать и запоминать мелодии, только еще и петь вы их будете стразу правильно и красиво, а не просто тихонечко напевать себе под нос, как этому учат на сольфеджио.
Кстати, вот вам пара практических упражнений для развития музыкального слуха самостоятельно:
- Когда в следующий раз будете слушать любимые песни, попробуйте сконцентрироваться на мелодии, которую поет артист и проанализировать, как она движется? Вверх или вниз? Она движется поступенно или широкими скачками? Или может быть, вообще стоит на одной ноте?
- В следующей музыкальной композиции попробуйте наоборот, не концентрироваться на мелодии, которую поет исполнитель, а вычленить какой-нибудь отдельный музыкальный инструмент в аранжировке (фортепиано, гитару или саксофон, неважно) и попробуйте слухом проследить только за этим музыкальным инструментом, как развивается его партия?
Уделяйте этим двум упражнениям буквально 15-20 минут ежедневно и уже через месяц вы увидите, что музыка раскрывается для вас новыми красками и нюансами, и вы слышите все больше и больше деталей в ней.
Ну что? Убедились, что музыкальный слух, пусть и в зачаточном состоянии у вас все-таки есть? Развивать будете?
Напишите в комментариях, если хотите, чтобы в одной из следующих публикаций я сняла видео с упражнениями по развитию музыкального слуха!
И конечно же подписывайтесь и ставьте лайки!