Найти в Дзене
Mammo_screen

Первый канцероген

1775г. Великобритания. Промышленная революция шагает по Европе. Эпицентр технологического циклона находится в Лондоне - в то время столице мира. Заводы и фабрики растут как грибы. Здания становятся всё выше, а дымоходы все длиннее и у́же. Тогда самой модной профессией среди мальчиков до 8 лет была работа трубочистом. Ребята за счёт комплекции могли залезть хоть в задницу дракона, хотя, наверное, там было куда больше места, чем в заводских трубах. Работали мальчишки на трубочистов-мастеров. Некоторые следили за ними как следует, одевали, кормили, мыли. А у других их помощники не мылись, спали в холоде, забравшись в свой мешок из-под сажи.  Вот так дни напролёт пацаны чистили сажу, потом спали в саже и были этакими "генералами песчаных карьеров". Но как только они становились шире в плечах их отправляли на "пенсию" - в трубу больше не пролезали. И через несколько лет эти ребятишки заболевали непонятной хворью. Назвали её "сажевой бородавкой". Вначале на коже мошонки возникает болезненная

1775г. Великобритания. Промышленная революция шагает по Европе. Эпицентр технологического циклона находится в Лондоне - в то время столице мира. Заводы и фабрики растут как грибы. Здания становятся всё выше, а дымоходы все длиннее и у́же.

Тогда самой модной профессией среди мальчиков до 8 лет была работа трубочистом. Ребята за счёт комплекции могли залезть хоть в задницу дракона, хотя, наверное, там было куда больше места, чем в заводских трубах.

Работали мальчишки на трубочистов-мастеров. Некоторые следили за ними как следует, одевали, кормили, мыли. А у других их помощники не мылись, спали в холоде, забравшись в свой мешок из-под сажи. 

Вот так дни напролёт пацаны чистили сажу, потом спали в саже и были этакими "генералами песчаных карьеров". Но как только они становились шире в плечах их отправляли на "пенсию" - в трубу больше не пролезали. И через несколько лет эти ребятишки заболевали непонятной хворью. Назвали её "сажевой бородавкой". Вначале на коже мошонки возникает болезненная язва. Затем она прорастает в яичко, которое разбухает и твердеет. Опухоль быстро даёт метастазы в пах и брюшную полость, что приводит к мучительной смерти. «Сажевую бородавку» знали раньше, считали болезнь венерической и лечили ртутью, теряя время. Известный в то время хирург Персиваль Потт посмотрел на это всё и заметил, что в Шотландии или Германии нет такой болезни. Всё от того, что дымоходы там чистили щетками и не использовали труд несовершеннолетних. Ещё, гораздо чаще, болели те самые "генералы песчаных карьеров", а мальчишки порядочных мастеров не имели этой болезни.

Потт поизучал и доказал, что причина болезни - это их работа. Он показал, что рак может быть профессиональной болезнью. Так появился "рак трубочиста". А сажа стала первым доказанным химическим канцерогеном.

Ну и лечить ртутью хирургу было не по душе, а самое главное - в корне не верно. Потт указал, что единственное средство – это гемикастрация. Если вовремя удалить поражённое яичко, пациент наверняка будет спасён.