Великая Суббота
В Великую Субботу игумен Хризостом (Елисеев) совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском храме монастыря.
Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.
В древности Литургия Великой субботы, как и другие Великопостные Литургии, совершались на закате дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следующий день - Пасха, то Литургия Великой субботы совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой - начинает пасхальное торжество. Эти противоположные черты - скорби и отрады, слез и светлого ликования - чудесным образом сочетаются в ходе богослужения. Посредине храма еще лежит изображение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью.
В начале богослужения после пения стихир на «Господи воззвах» и малого входа перед плащаницей читается 15 паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. В древности в Великую субботу совершалось крещение «оглашенных» - лиц приготовленных к принятию христианства. Продолжительное чтение паремий давало время совершить таинство крещения надо многими оглашенными.
Паремии:
1) Быт. 1.1-13 (сотворение мира).
2) Ис. 60.1-16 (новозаветная Церковь).
3) Исх. 12.1-11 (установление Пасхи).
4) Иов гл. 1-4 (история Иова многострадального).
5) Иис. Нав. 5.10-15 (празднование Пасхи при Иисусе Навине).
6) Исх. 13.20-14.32 (переход через Красное море).
В конце паремии хор многократно поет: «Славно бо прославися.»
7) Соф. 3.8-15 (призвание язычников в Церковь).
😍 3 Цар. 17.8-23 (пророк Илия воскрешает юношу).
9) Ис. 61.10-11, 62.15 (Новозаветная Церковь).
10) Быт. 22.1-18 (жертвоприношение Исаака).
11) Ис. 61.1-9 (проповедь Мессии).
12) 4 Цар. 4.8-37 (пророк Елисей воскрешает юношу).
13) Ис. 63.11-64.5 (покаянная молитва).
14) Иерем. 31.31-34 (заключение Нового Завета).
15) Дан. 3.1-51 (спасение трех отроков из Вавилонской печи).
В конце паремии хор многократно поет: «Господа пойте и превознисите во вся веки.»
Для новокрещеных, ранее стоявших в храме в белых рубашках и со свечами в руках, хор вместо Трисвятого поет «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись, Гал. 3:27). После этого песнопения Вечерня переходит в Литургию.
Апостольское чтение (Рим. 6:3-11) призывает христиан умереть для греха, чтобы жить с Иисусом Христом. Здесь наступает переломный момент от страстного к Пасхальному богослужению: закрывается алтарь и черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это - изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа. «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследеши во всех языцех» (Восстань, Боже, суди землю, потому что Ты наследуешь все народы, Пс. 81:8). — поет многократно торжественным напевом хор. После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом. После чтения Евангелия продолжается Литургия Василия Великого обычным порядком.
Вместо Херувимской поется:
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лица Ангельстии со всяким началом и властью: многоочитии Херувимы и шестокрылые Серафимы, лица закрывающе и вопияще песнь: Аллилуиа.