Найти в Дзене
История транспорта

Малоизвестные страницы истории аэропорта Шереметьево

Долгое время аэропорт «Шереметьево» называли Воздушными воротами страны. И действительно, в Советском Союзе это был единственный крупный международный аэропорт, связавший Москву со 122 городами 97 стран мира (данные на 1985 год). История развития международных сообщений описана довольно подробно. А вот о внутрисоюзных рейсах их «Шереметьево» не говорится почти нигде. Что порождает кучу слухов и баек, зачастую, довольно далеких от действительности. Сегодня я постараюсь восполнить этот пробел.

Итак,

Рейсом 074 Ленинград – Москва погожим утром 11 августа 1959 года началась история пассажирский эксплуатации нового подмосковного аэропорта «Шереметьево». Имеющееся на тот момент здание для обслуживания пассажиров, временно переоборудованное из здания КДП, было невелико и неспособно обслужить возраставшие объемы пассажирских авиаперевозок. Поэтому для перспективного развития аэропорта с противоположной стороны ВПП в 1959 году началось строительство второго пассажирского терминала для обслуживания международных рейсов.

Вид с воздуха на перрон и привокзальную площадь аэропорта Шереметьево, 1959 год. На аванперроне – два ленинградских Ту-104Б, 42419 и 42434.Фото из открытых источников.
Вид с воздуха на перрон и привокзальную площадь аэропорта Шереметьево, 1959 год. На аванперроне – два ленинградских Ту-104Б, 42419 и 42434.Фото из открытых источников.

В течение августа 1959 года в Шереметьево из других аэропортов Москвы были переведены рейсы Москва – Рига, Москва – Рига – Таллин, Москва – Вильнюс, Москва – Череповец – Архангельск и Москва - Киев. Все эти рейсы, кроме рейса в Киев, обслуживались самолетами типа Ил-14. Киевский рейс обслуживался самолетами типа Ту-104Б. 10 ноября 1959 года из Шереметьево открылись рейсы Москва – Минск и Москва – Одесса. Таким образом, по состоянию на 31 декабря 1959 года из Шереметьево можно было улететь в девять городов СССР.

В начале 1960 года из Шереметьево открылся рейс Москва – Сталинабад (Душанбе). Он выполнялся на Ил-14 с пятью промежуточными посадками в Пензе, Актюбинске, Джусалах, Ташкенте, Самарканде.

В феврале 1960 года в аэропорту Шереметьево произошло знаковое событие: в нем получил постоянную прописку первый авиационный отряд. Приказом начальника ГУ ГВФ №11 от 16 февраля 1960 года «О Полярной авиации» Московский отдельный авиаотряд Полярной авиации ГВФ переименован в 247-й летный отряд и перебазирован в аэропорт Шереметьево. К тому времени отряд располагал самолетами Ил-14, Ил-18 и Ан-12. Силами 247-го отряда в период с 1 по 3 июня 1960 года открыл рейсы для перевозки полярников и других специалистов на аэродромы Крайнего Севера СССР: Диксон, Тикси и Певек. В пути самолеты делали промежуточные посадки в на других аэродромах Полярной Авиации: Амдерме, Хатанге, Мысе Косистом, Чокурдахе, Нижних Крестах.

В июне 1960 года список внутрисоюзных рейсов пополнился рейсами Москва – Киев – Львов, Москва – Киев – Кишинев, Москва – Минск – Калининград (все на Ил-14). С 1 июня 1960 года рейсы Москва – Рига переведены на обслуживание самолетами Ил-18. Это первая дата работы Ил-18 с пассажирами из Шереметьево.

Тогда же, в июне 1960 года Шереметьевский аэропорт стал принимать и транзитные рейсы: Саратов – Шереметьево – Ленинград, Куйбышев – Шереметьево – Ленинград и Горький – Шереметьево – Ленинград (все на Ил-14).

1 июля 1960 года в аэропорту «Шереметьево» состоялось торжественное открытие пассажирского терминала для обслуживания международных авиалиний. Тогда же в аэропорт из Внуково были переведены все рейсы международных авиакомпаний. Рейсы Аэрофлота переехали из Внуково в Шереметьево чуть позже, вместе с перебазированием 63-го и 207-го отрядов.

Здание аэровокзала международного сектора, 1960 год. По современным меркам маленькое помещение, маленький перрон. На заднем плане – территория внутрисоюзной части аэропорта. Фото из открытых источников.
Здание аэровокзала международного сектора, 1960 год. По современным меркам маленькое помещение, маленький перрон. На заднем плане – территория внутрисоюзной части аэропорта. Фото из открытых источников.

Как я уже говорил выше, международный терминал располагался на противоположной от внутрисоюзного терминала стороне от ВПП. При этом не только авиационные, но и наземные пассажиропотоки к двум аэровокзалам располагались вдали друг от друга. Почему было выбрано такое неудобное размещение терминалов – документов пока не найдено. Мое предположение: это было сделано намеренно, чтобы советские и иностранные авиапутешественники не пересекались между собой. У кого есть иная версия или же документы, проясняющие вопрос, прошу высказываться в комментариях.

Итак, летом 1960 года заработали две «половинки» одного аэропорта. Начало шестидесятых годов сопровождалось огромным спросом на пассажирские и грузовые авиаперевозки, Аэрофлот получал новые газотурбинные лайнеры Ту-104, Ту-114, Ил-18 и Ан-10. Аэропортов, способных принимать современную технику в Москве было всего два: Внуково и Шереметьево. Чтобы хоть немного разгрузить Внуково, часть внутрисоюзных рейсов переводилась на обслуживание шереметьевцами. Тогда же встал вопрос о постройке нового, более вместительного аэровокзала на «советской» стороне аэропорта. Здание спроектировано архитекторами «Аэропроекта» Г.А. Елькиным, Г.В. Крюковым, М.Б. Гуревичем, Л. Ивановым. Просторное современное здание из стекла и бетона с отдельно стоящим павильоном в виде гриба для выхода пассажиров с перспективой установки в нем телетрапов было спроектировано по мотивам терминала авиакомпании «Pan American» в Нью-Йоркском аэропорту Idlewild (с 1963 года аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди). К открытию нового аэровокзального комплекса 3 сентября 1964 года сеть внутрисоюзных линий аэропорта Шереметьево достигла своего пика. Оттуда можно было улететь более чем в пятьдесят городов СССР (смотри приложение к статье).

Здание аэровокзала внутрисоюзного сектора, 1964 год с грибовидным залом выхода на посадку, знаменитая «рюмка». Фото из открытых источников.
Здание аэровокзала внутрисоюзного сектора, 1964 год с грибовидным залом выхода на посадку, знаменитая «рюмка». Фото из открытых источников.
Здание аэровокзала внутрисоюзного сектора, вид с восточной стороны. Фото из открытых источников.
Здание аэровокзала внутрисоюзного сектора, вид с восточной стороны. Фото из открытых источников.

В это же время произошло открытие нового московского аэропорта Домодедово и все рейсы Востока, Северо-Востока, Юго-Востока и Севера страны перевели в новый аэропорт. Таким образом, аэропорт Шереметьево потерял большую часть своих внутрисоюзных рейсов, и в здании и на перроне стало гораздо просторнее.

В 1969 году произошел возврат части внутрисоюзных рейсов в Шереметьево. При этом, в аэропорт стало летать много Ан-24 (Великие Луки, Гомель, Гродно, Каунас, Котлас, Могилев, Новгород и Як-40 (Вологда). Но продолжалось это всего два года. К 1971 году число международных рейсов значительно возросло, старый аэровокзал перестал справляться с пассажиропотоком. Поэтому в 1971 году часть международных рейсов перевели на обслуживание в здание 1964 года в «советском» секторе. А подавляющее большинство внутрисоюзных рейсов «выселили» в другие аэропорты Москвы. Теперь в Шереметьево из внутрисоюзных рейсов остались только рейсы, выполняемые ЦУМВС: стыковочные с международными рейсами под индексом «ИТ» в Калининград, Ленинград, Сочи, Минеральные Воды; международные рейсы, на которые брали попутных пассажиров внутри СССР (например, на рейс Москва – Омск – Иркутск – Улан-Батор продавали билеты до Омска и Иркутска); на рейсы доставки самолета в города, откуда потом выполнялись международные рейсы (например, самолет, летевший рейсом Москва – Хабаровск потом выполнял рейс Хабаровск – Ниигата). Единственным «посторонним» управлением с 1971 по 1975 год в Шереметьево были Ленинградцы, выполнявшие рейсы Москва-Ленинград, во множестве своем также под индексом «ИТ».

Тогда же, с 1971 года, когда международные рейсы стали выполняться из терминалов по обе стороны ВПП, для удобства пассажиров, вылетающих за границу, впервые терминал 1964 года на «советской» стороне от ВПП стали называть «Шереметьево-1», а здание 1960 года на «зарубежной» стороне от ВПП, соответственно, «Шереметьево-2». Такое обозначение терминалов закрепилось за ними и в дальнейшем, когда на месте старого здания 1960 года выросло новое, сданное в эксплуатацию в 1980 году.

Фрагмент международного расписания самолетов 1972 года, где указано новое обозначение терминалов: «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2». Из моей личной коллекции.
Фрагмент международного расписания самолетов 1972 года, где указано новое обозначение терминалов: «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2». Из моей личной коллекции.

В 1976 году произошел возврат части внутрисоюзных рейсов в Шереметьево. В частности, вернулись рейсы на Запад, Север и Северо-Запад СССР: в Архангельск, Брест, Вильнюс, Гродно, Минск, Мурманск, Палангу, Ригу и Таллин. Но продолжалось это… один год. Старое здание международного сектора снесли, на его месте стали строить новое современное здание, а большинство внутрисоюзных рейсов опять «выселили». И все стало снова так как в 1971-1975 годах. Остались только рейсы Ленинград – Мурманск Лен УГА.

Летом 1980 года сдан в эксплуатацию новый терминал 2. В него снова переехали все международные рейсы. А с 1 января 1981 года в бывший «советский» сектор стали возвращаться внутрисоюзные рейсы на Запад, Север и Северо-Запад СССР.

С апреля по июль 1985 года в аэропорту Внуково производилась масштабная реконструкция крестовины ВПП, перронов и пассажирских зданий, в связи с чем все внуковские рейсы распределили по другим аэропортам Москвы. Аэропорту Шереметьево на этот период достались рейсы в Горький, Жданов, Ижевск, Казань, Киров, Кишинев, Краснодар, Куйбышев, Курган, Магнитогорск, Минеральные Воды, Набережные Челны, Нефтеюганск, Нижневартовск, Омск, Оренбург, Пермь, Свердловск, Ташкент, Тюмень, Ульяновск, Уфу, Чебоксары, Челябинск.

По окончании реконструкции все вернулось обратно и в неизменном виде просуществовало вплоть до развала СССР.

Справочные данные

Годы работы внутрисоюзных рейсов из аэропорта Шереметьево.

Внимание! Показаны только конечные пункты назначения. Промежуточные посадки в пути не указаны ввиду усложнения восприятия данных.

Внимание! Зачастую рейсы из Москвы в города СССР выполнялись одновременно из нескольких аэропортов.

Алма-Ата 1962-1964

Амдерма 1960

Анадырь 1963-1967

Архангельск 1959-1970, 1976, 1981-1991

Баку 1962-1964

Батуми 1960

Благовещенск 1967

Брест 1960, 1969-70, 1976, 1981-1991

Великие Луки 1969-1970

Вильнюс 1959-1965, 1968-1970, 1976, 1981-1991

Витебск 1962-1965, 1991

Владивосток 1963-1964

Волгоград 1960-1962

Вологда 1969-1970

Воркута 1965-1970, 1981-1991

Воронеж 1962-1965

Гомель 1969-1970, 1982-1991

Горький 1960-1962, 1985

Гродно 1969-1970, 1976, 1982-1991

Диксон 1960

Душанбе 1960-1964

Ереван 1969-1981, 1983, 1988

Жданов 1969, 1985

Ивано-Франковск 1963

Ижевск 1985

Иркутск 1961- 1981

Казань 1962-1969, 1985

Калининград 1960-1965, 1967-1978, 1981-1991

Караганда 1962-1963

Каунас 1969-1970, 1988-1991

Кемерово 1963

Киев 1959-1964, 1970, 1984

Киров 1985

Кишинев 1960-1965, 1985

Клайпеда 1960-1965

Котлас 1969-1970

Краснодар 1960, 1985

Красноярск 1962-1964

Куйбышев 1960-1969, 1985

Курган 1985

Ленинград 1959-1991

Лиепая 1981, 1988, 1991

Луганск 1969-1970

Львов 1960-1964, 1970

Магнитогорск 1985

Минеральные Воды 1972, 1983-1985, 1989, 1990

Минск 1959-1965, 1969-1970, 1976, 1981-1991

Могилев 1962-1965, 1969 1989-1991

Мурманск 1960, 1963, 1976-1991

Набережные Челны 1985

Нарьян-Мар 1983-1991

Нефтеюганск 1985

Нижневартовск 1983-1985

Николаев 1969

Новгород 1965, 1967-1970

Новосибирск 1960-1963

Норильск 1960-1966

Одесса 1959, 1963

Омск 1985

Оренбург 1963-1969, 1985

Паланга 1976, 1982-1991

Певек 1963-1962

Пермь 1985

Петрозаводск 1966-1970, 1980-1981

Петропавловск-Камчатский 1963

Печора 1968, 1970

Псков 1963-1965, 1967-1970, 1981

Рига 1959-1965, 1968-1970, 1976, 1981-1991

Салехард 1968

Саратов 1960

Свердловск 1962, 1963, 1985

Семипалатинск 1962, 1963

Симферополь 1960, 1963, 1968, 1969, 1984, 1985

Сочи 1963-1972, 1984, 1985

Сургут 1985, 1990

Сыктывкар 1961-1970, 1981-1991

Таллин 1959-1965, 1976, 1981-1991

Ташкент 1960-1964, 1985

Тбилиси 1960

Тикси 1960-1967

Тюмень 1985

Ужгород 1969

Ульяновск 1985

Уфа 1963-1969, 1985

Ухта 1967-1970, 1981-1991

Усть-Каменогорск 1962-1963

Фрунзе 1962-1964

Херсон 1963, 1969

Хабаровск 1960, 1963, 1973-1986

Целиноград 1963

Чебоксары 1985

Челябинск 1963-1964, 1985

Череповец 1963

Якутск 1963

Спасибо за внимание.

#шереметьево #ссср #авиация ссср #история авиации