Долгое время аэропорт «Шереметьево» называли Воздушными воротами страны. И действительно, в Советском Союзе это был единственный крупный международный аэропорт, связавший Москву со 122 городами 97 стран мира (данные на 1985 год). История развития международных сообщений описана довольно подробно. А вот о внутрисоюзных рейсах их «Шереметьево» не говорится почти нигде. Что порождает кучу слухов и баек, зачастую, довольно далеких от действительности. Сегодня я постараюсь восполнить этот пробел.
Итак,
Рейсом 074 Ленинград – Москва погожим утром 11 августа 1959 года началась история пассажирский эксплуатации нового подмосковного аэропорта «Шереметьево». Имеющееся на тот момент здание для обслуживания пассажиров, временно переоборудованное из здания КДП, было невелико и неспособно обслужить возраставшие объемы пассажирских авиаперевозок. Поэтому для перспективного развития аэропорта с противоположной стороны ВПП в 1959 году началось строительство второго пассажирского терминала для обслуживания международных рейсов.
В течение августа 1959 года в Шереметьево из других аэропортов Москвы были переведены рейсы Москва – Рига, Москва – Рига – Таллин, Москва – Вильнюс, Москва – Череповец – Архангельск и Москва - Киев. Все эти рейсы, кроме рейса в Киев, обслуживались самолетами типа Ил-14. Киевский рейс обслуживался самолетами типа Ту-104Б. 10 ноября 1959 года из Шереметьево открылись рейсы Москва – Минск и Москва – Одесса. Таким образом, по состоянию на 31 декабря 1959 года из Шереметьево можно было улететь в девять городов СССР.
В начале 1960 года из Шереметьево открылся рейс Москва – Сталинабад (Душанбе). Он выполнялся на Ил-14 с пятью промежуточными посадками в Пензе, Актюбинске, Джусалах, Ташкенте, Самарканде.
В феврале 1960 года в аэропорту Шереметьево произошло знаковое событие: в нем получил постоянную прописку первый авиационный отряд. Приказом начальника ГУ ГВФ №11 от 16 февраля 1960 года «О Полярной авиации» Московский отдельный авиаотряд Полярной авиации ГВФ переименован в 247-й летный отряд и перебазирован в аэропорт Шереметьево. К тому времени отряд располагал самолетами Ил-14, Ил-18 и Ан-12. Силами 247-го отряда в период с 1 по 3 июня 1960 года открыл рейсы для перевозки полярников и других специалистов на аэродромы Крайнего Севера СССР: Диксон, Тикси и Певек. В пути самолеты делали промежуточные посадки в на других аэродромах Полярной Авиации: Амдерме, Хатанге, Мысе Косистом, Чокурдахе, Нижних Крестах.
В июне 1960 года список внутрисоюзных рейсов пополнился рейсами Москва – Киев – Львов, Москва – Киев – Кишинев, Москва – Минск – Калининград (все на Ил-14). С 1 июня 1960 года рейсы Москва – Рига переведены на обслуживание самолетами Ил-18. Это первая дата работы Ил-18 с пассажирами из Шереметьево.
Тогда же, в июне 1960 года Шереметьевский аэропорт стал принимать и транзитные рейсы: Саратов – Шереметьево – Ленинград, Куйбышев – Шереметьево – Ленинград и Горький – Шереметьево – Ленинград (все на Ил-14).
1 июля 1960 года в аэропорту «Шереметьево» состоялось торжественное открытие пассажирского терминала для обслуживания международных авиалиний. Тогда же в аэропорт из Внуково были переведены все рейсы международных авиакомпаний. Рейсы Аэрофлота переехали из Внуково в Шереметьево чуть позже, вместе с перебазированием 63-го и 207-го отрядов.
Как я уже говорил выше, международный терминал располагался на противоположной от внутрисоюзного терминала стороне от ВПП. При этом не только авиационные, но и наземные пассажиропотоки к двум аэровокзалам располагались вдали друг от друга. Почему было выбрано такое неудобное размещение терминалов – документов пока не найдено. Мое предположение: это было сделано намеренно, чтобы советские и иностранные авиапутешественники не пересекались между собой. У кого есть иная версия или же документы, проясняющие вопрос, прошу высказываться в комментариях.
Итак, летом 1960 года заработали две «половинки» одного аэропорта. Начало шестидесятых годов сопровождалось огромным спросом на пассажирские и грузовые авиаперевозки, Аэрофлот получал новые газотурбинные лайнеры Ту-104, Ту-114, Ил-18 и Ан-10. Аэропортов, способных принимать современную технику в Москве было всего два: Внуково и Шереметьево. Чтобы хоть немного разгрузить Внуково, часть внутрисоюзных рейсов переводилась на обслуживание шереметьевцами. Тогда же встал вопрос о постройке нового, более вместительного аэровокзала на «советской» стороне аэропорта. Здание спроектировано архитекторами «Аэропроекта» Г.А. Елькиным, Г.В. Крюковым, М.Б. Гуревичем, Л. Ивановым. Просторное современное здание из стекла и бетона с отдельно стоящим павильоном в виде гриба для выхода пассажиров с перспективой установки в нем телетрапов было спроектировано по мотивам терминала авиакомпании «Pan American» в Нью-Йоркском аэропорту Idlewild (с 1963 года аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди). К открытию нового аэровокзального комплекса 3 сентября 1964 года сеть внутрисоюзных линий аэропорта Шереметьево достигла своего пика. Оттуда можно было улететь более чем в пятьдесят городов СССР (смотри приложение к статье).
В это же время произошло открытие нового московского аэропорта Домодедово и все рейсы Востока, Северо-Востока, Юго-Востока и Севера страны перевели в новый аэропорт. Таким образом, аэропорт Шереметьево потерял большую часть своих внутрисоюзных рейсов, и в здании и на перроне стало гораздо просторнее.
В 1969 году произошел возврат части внутрисоюзных рейсов в Шереметьево. При этом, в аэропорт стало летать много Ан-24 (Великие Луки, Гомель, Гродно, Каунас, Котлас, Могилев, Новгород и Як-40 (Вологда). Но продолжалось это всего два года. К 1971 году число международных рейсов значительно возросло, старый аэровокзал перестал справляться с пассажиропотоком. Поэтому в 1971 году часть международных рейсов перевели на обслуживание в здание 1964 года в «советском» секторе. А подавляющее большинство внутрисоюзных рейсов «выселили» в другие аэропорты Москвы. Теперь в Шереметьево из внутрисоюзных рейсов остались только рейсы, выполняемые ЦУМВС: стыковочные с международными рейсами под индексом «ИТ» в Калининград, Ленинград, Сочи, Минеральные Воды; международные рейсы, на которые брали попутных пассажиров внутри СССР (например, на рейс Москва – Омск – Иркутск – Улан-Батор продавали билеты до Омска и Иркутска); на рейсы доставки самолета в города, откуда потом выполнялись международные рейсы (например, самолет, летевший рейсом Москва – Хабаровск потом выполнял рейс Хабаровск – Ниигата). Единственным «посторонним» управлением с 1971 по 1975 год в Шереметьево были Ленинградцы, выполнявшие рейсы Москва-Ленинград, во множестве своем также под индексом «ИТ».
Тогда же, с 1971 года, когда международные рейсы стали выполняться из терминалов по обе стороны ВПП, для удобства пассажиров, вылетающих за границу, впервые терминал 1964 года на «советской» стороне от ВПП стали называть «Шереметьево-1», а здание 1960 года на «зарубежной» стороне от ВПП, соответственно, «Шереметьево-2». Такое обозначение терминалов закрепилось за ними и в дальнейшем, когда на месте старого здания 1960 года выросло новое, сданное в эксплуатацию в 1980 году.
В 1976 году произошел возврат части внутрисоюзных рейсов в Шереметьево. В частности, вернулись рейсы на Запад, Север и Северо-Запад СССР: в Архангельск, Брест, Вильнюс, Гродно, Минск, Мурманск, Палангу, Ригу и Таллин. Но продолжалось это… один год. Старое здание международного сектора снесли, на его месте стали строить новое современное здание, а большинство внутрисоюзных рейсов опять «выселили». И все стало снова так как в 1971-1975 годах. Остались только рейсы Ленинград – Мурманск Лен УГА.
Летом 1980 года сдан в эксплуатацию новый терминал 2. В него снова переехали все международные рейсы. А с 1 января 1981 года в бывший «советский» сектор стали возвращаться внутрисоюзные рейсы на Запад, Север и Северо-Запад СССР.
С апреля по июль 1985 года в аэропорту Внуково производилась масштабная реконструкция крестовины ВПП, перронов и пассажирских зданий, в связи с чем все внуковские рейсы распределили по другим аэропортам Москвы. Аэропорту Шереметьево на этот период достались рейсы в Горький, Жданов, Ижевск, Казань, Киров, Кишинев, Краснодар, Куйбышев, Курган, Магнитогорск, Минеральные Воды, Набережные Челны, Нефтеюганск, Нижневартовск, Омск, Оренбург, Пермь, Свердловск, Ташкент, Тюмень, Ульяновск, Уфу, Чебоксары, Челябинск.
По окончании реконструкции все вернулось обратно и в неизменном виде просуществовало вплоть до развала СССР.
Справочные данные
Годы работы внутрисоюзных рейсов из аэропорта Шереметьево.
Внимание! Показаны только конечные пункты назначения. Промежуточные посадки в пути не указаны ввиду усложнения восприятия данных.
Внимание! Зачастую рейсы из Москвы в города СССР выполнялись одновременно из нескольких аэропортов.
Алма-Ата 1962-1964
Амдерма 1960
Анадырь 1963-1967
Архангельск 1959-1970, 1976, 1981-1991
Баку 1962-1964
Батуми 1960
Благовещенск 1967
Брест 1960, 1969-70, 1976, 1981-1991
Великие Луки 1969-1970
Вильнюс 1959-1965, 1968-1970, 1976, 1981-1991
Витебск 1962-1965, 1991
Владивосток 1963-1964
Волгоград 1960-1962
Вологда 1969-1970
Воркута 1965-1970, 1981-1991
Воронеж 1962-1965
Гомель 1969-1970, 1982-1991
Горький 1960-1962, 1985
Гродно 1969-1970, 1976, 1982-1991
Диксон 1960
Душанбе 1960-1964
Ереван 1969-1981, 1983, 1988
Жданов 1969, 1985
Ивано-Франковск 1963
Ижевск 1985
Иркутск 1961- 1981
Казань 1962-1969, 1985
Калининград 1960-1965, 1967-1978, 1981-1991
Караганда 1962-1963
Каунас 1969-1970, 1988-1991
Кемерово 1963
Киев 1959-1964, 1970, 1984
Киров 1985
Кишинев 1960-1965, 1985
Клайпеда 1960-1965
Котлас 1969-1970
Краснодар 1960, 1985
Красноярск 1962-1964
Куйбышев 1960-1969, 1985
Курган 1985
Ленинград 1959-1991
Лиепая 1981, 1988, 1991
Луганск 1969-1970
Львов 1960-1964, 1970
Магнитогорск 1985
Минеральные Воды 1972, 1983-1985, 1989, 1990
Минск 1959-1965, 1969-1970, 1976, 1981-1991
Могилев 1962-1965, 1969 1989-1991
Мурманск 1960, 1963, 1976-1991
Набережные Челны 1985
Нарьян-Мар 1983-1991
Нефтеюганск 1985
Нижневартовск 1983-1985
Николаев 1969
Новгород 1965, 1967-1970
Новосибирск 1960-1963
Норильск 1960-1966
Одесса 1959, 1963
Омск 1985
Оренбург 1963-1969, 1985
Паланга 1976, 1982-1991
Певек 1963-1962
Пермь 1985
Петрозаводск 1966-1970, 1980-1981
Петропавловск-Камчатский 1963
Печора 1968, 1970
Псков 1963-1965, 1967-1970, 1981
Рига 1959-1965, 1968-1970, 1976, 1981-1991
Салехард 1968
Саратов 1960
Свердловск 1962, 1963, 1985
Семипалатинск 1962, 1963
Симферополь 1960, 1963, 1968, 1969, 1984, 1985
Сочи 1963-1972, 1984, 1985
Сургут 1985, 1990
Сыктывкар 1961-1970, 1981-1991
Таллин 1959-1965, 1976, 1981-1991
Ташкент 1960-1964, 1985
Тбилиси 1960
Тикси 1960-1967
Тюмень 1985
Ужгород 1969
Ульяновск 1985
Уфа 1963-1969, 1985
Ухта 1967-1970, 1981-1991
Усть-Каменогорск 1962-1963
Фрунзе 1962-1964
Херсон 1963, 1969
Хабаровск 1960, 1963, 1973-1986
Целиноград 1963
Чебоксары 1985
Челябинск 1963-1964, 1985
Череповец 1963
Якутск 1963
Спасибо за внимание.
#шереметьево #ссср #авиация ссср #история авиации