Найти тему
Вечный студент

Триолет - ветерок средневековья

Есть что-то мистическое в феномене внезапного появления европейской средневековой литературы в ХI веке. Такое впечатление складывается, что вот она, глухая темная яма с 4 по 12 век, восемь веков, 800 лет, от которых осталось слишком мало следов. А все, что осталось, известно только узким специалистам, религиоведам.

И вдруг в 12 веке Европа вдруг запела: трубадуры, труверы, миннезингеры. А дальше явились миру рыцарские романы, которыми зачитывался Дон Кихот.

На самом деле ситуация достаточно проста. Европа в целом была неграмотной, ей не нужна была письменность. Народ работал, чтобы выжить. Знать воевала. Это были века постоянной, непрекращающейся войны: замок с замком, город с городом. А грамотность была не потребностью, а профессией очень узкого круга людей — священнослужителей. Им и принадлежала рукописная книжность — размышления над священными текстами, религиозно-философские трактаты. Работа у них была такая — быть грамотными в мире безграмотных.

Кстати, у нас в Древней Руси было иначе. Уже в 11 веке простые новгородцы, купцы и ремесленники посылают друг другу записки на бересте: и деловые документы, и просто распоряжения по хозяйству.

Так что же было с Европой на самом деле?  Культура средневековья строилась на двух уровнях: народном и латинском. На народном уровне все было: песни, танцы, все, что осталось от языческих ритуалов древности. Эти песни пели сами, ими же развлекали вельмож в замках, хотя все это старательно запрещалось и изгонялось, как сатанизм. И уж конечно, все это никто не записывал. Не умели.

А на просвещенном уровне, высокая философия, богослужение — все это на латыни, которую не знали ни народ, ни знать.

Что же такое произошло в 11 веке, из-за чего вдруг явилась на сцену европейская светская литература? Это событие было сравнимо по своим последствиям с нашим 1991 годом, когда рухнула советская система и образовавшуюся брешь полилась иная культура. В 11 веке такую брешь пробил первый крестовый поход на восток, на Византию.

Европейские рыцари попали в мир, где ни танец. ни песня, ни чувственная любовь не считалась соблазном, точно так же, как и у недавно побежденных врагов Европы арабов. Византия 4 -14 веков была христианским миром, сохранившим культуру и традиции греческой античности, да еще и пополнившим ее особым восточным колоритом осевших в Византии потомков арабов.

Крестоносцы открыли для себя Америку! Оказывается, грамотность — это очень удобная вещь. Любимые песни можно не только послушать и самому спеть. Можно еще и записать буквами и отослать даме. Потому что ничего плохого нет в том, чтобы назвать прекрасную даму прекрасной. Вот такое растление нравов принес в Европу крестовый поход.

Именно к этому времени и относятся первые европейские поэтические произведения, сохранившиеся именно потому, что были записаны.

И еще одно чудо, великое открытие принесли крестоносцы в Европу с Востока — рифму.

Родились рифмы, по-видимому, в арабском языке. Это язык согласных. Гласных в языке всего три, при этом они не обозначаются в алфавите отдельными знаками. Это слоговое письмо. А поскольку гласных мало, то и срифмовать слова гораздо проще.

В арабском стихосложении пришедшем еще в 6-7 веках в Византию, широко использовались монорифмы, стихи на одну рифму. Или перемежающиеся холостыми строками. Европу поразила эта красота созвучий. А так как рыцари-крестоносцы были истинными сливками общества, красой и гордостью своих государств, то и стали они законодателями новой моды. Многие из них стали первыми бардами, исполнителями собственных песен.

Долгое время, до 14 века, поэзия не существовала без музыки. Этот синтез слова и музыкального звука пришел из античной ритуальности, со своими ритмическими повторами, со своей куплетной формой, где постоянно повторяются, как заклинания, отдельные куски текста. Такими и стали первые европейские поэтические жанры.

И сегодня мы поговорим об одной из самых ранних форм в средневековой поэзии, построенной на этом ритме повторов.

Называется эта форма — триолет.

Это восьмистишие с твердой структурой на двух рифмах.

Первая и вторая строки повторяются в конце на 7 и 8 строках. А первая еще и повторяется в 4 строке. В этих схемах заглавными буквами я обозначила повторяющиеся строки.

АВвАваАВ  или АВаАавАВ

Повторяющиеся строки, как бы припевы песни, на таком маленьком, сжатом пространстве стиха создают удивительный эффект назойливой мысли, от которой не избавиться. А значит, очень важной мысли. И сразу наше читательское внимание приковывается к этим строкам и пытается их разгадать. И конечно, разгадывает, причем каждый может это делать по-своему. Цель стиха достигнута — читатель стал соавтором поэта.

Эта форма стихосложения с непривычным для нас твердым рисунком обрела второе рождение в эпоху Серебряного века, когда пришло время  поиска новых образов, форм, красок, ракурсов. И здесь стоит вспомнить имя настоящего энтузиаста исторических форм стихосложения, поэта, исследователя, преподавателя Ивана Рукавишникова, настоящего Дон Кихота в насквозь материалистичном мире надвигающегося XX столетия.

-2

Посмотрите, какой глубиной и трагизмом безысходности звучат его триолеты! А казалось бы, все так просто — одни повторы. Значит, поэту надо вложить в эти повторяющиеся строки самый пронзительный смысл!

-3

Творческому наследию Ивана Рукавишникова досталась печальная судьба и почти полное забвение. А в его двадцатитомном собрании сочинений есть и романы, и рассказы, и пьесы, и стихи. И две книги триолетов.

-4

Посмотрите как продуманы, афористичны первые строки, повторившиеся в конце триолета. А первая строка легко вписалась в следующую фразу «Родится в весь столпотворенья…» и звучит эхом, светлым лучом.

А вот триолет признанного гуру и законодателю поэтических стилей Валерия Брюсова. 

-5

Как в гипнотическом сне повторяется образ склонившегося лика и создает мистическое настроение.

А вот триолеты еще одной иконы стиля Серебряного века Федора Сологуба.  Пейзажные зарисовки? Не более того? Но форма триолета придала этим картинкам особую проникновенность.

-6

Оставшись очень редкой формой, триолет вовсе не забыт. Поэты обращались и обращаются к нему до сих пор.

Вот стихотворение Нины Самойлович, написанное в 1979 году. Посмотрите, какие глубокие чувства и трагические распутья способна выразить эта форма стиха.

-7

А вот настоящий фонтан любви, восторга и радости в первой строфе хорошо знакомой нам песни Виктора Пеленягрэ.

У поэта не было надобности придерживаться целиком форме триолета. В остальных куплетах песни мы не найдем канонической формы. Поэт просто использовал всю прелесть и все краски триолета, еще и усложнив форму кольцевой структурой.  Первая строка  стала последней, вторая строка — седьмой.

-8

Ну и закончить это славословие триолету можно прелестным стихом еще одного забытого поэта Серебряного века Иосифа Каллиникова.

-9