“В те прекрасные времена моего детства, когда у каждого было свое место в жизни...” (фильм “Кризис среднего возраста”), моим местом в жизни после школы часто были окрестные продуктовые магазины, которые я должен был обходить регулярно, пытаясь поймать важнейшее событие для любого советского гражданина. Прогуливаясь по пустынным, плохо пахнущим помещениям, вдоль стройных рядов одинаковых банок с консервами из морской капусты (салат “Дальневосточный”), я ждал момента, когда из подсобки вдруг появлялась продавщица в сопровождении пары грузчиков, которые выкатывали в зал ящики или корзины с “дефицитом”. Тут же, откуда ни возьмись, на них налетали покупатели, рефлекторно выстраиваясь в длинную очередь, объясняя вновь приходящим, что “дефицит выбросили”, что “конкретно пока неизвестно, вставайте за мной, крайним будете”. Моей задачей было занять очередь, просунувшись между покупателями, узнать, “что дают, по сколько в одни руки и сколько осталось”, бежать к ближайшему телефону-автомату, доставать из кармана выданные мне только для этих целей 2 копейки и звонить с докладом кому-нибудь из родителей. Они решали, стоит ли стоять дальше и надо ли отпроситься с работы, чтобы купить дефицитный товар. Дефицитом было практически все, без чего мы сейчас даже не представляем свою жизнь, но были и товары, которые никто не хотел брать. Они часто просто “декорировали” прилавки, хоть как-то оправдывая название магазина. Так вот, была придумана система “сбагривать” подобный залежавшийся на полках товар: продавать его в “нагрузку” к дефицитному. К примеру, хочется вам купить пару пачек “чая со слоном” - бери три пачки “пластиковых” макарон и пару банок кильки. Вот так приходилось “рулить” плановой экономикой на пути к построению “светлого будущего”. С тех пор я стал очень сильно ценить возможность получить конкретно то, что мне надо без “нагрузки”. Оказалось, что со сменой экономической модели “нагрузка” никуда не делать. В советские времена ты ее четко понимал и принимал необходимость купить ненужный товар ради покупки нужного.
Сейчас же “нагрузку” откровенно “впаривают” под разными соблазнительными соусами, убеждая тебя в том, что она важна и необходима. Это даже получило название “активные продажи”, это важный механизм в бизнесе. И пока речь не идет о медицине, подобные инструменты заработка в целом приемлемы, но в медицинском бизнесе все же подобные приемы совершенно недопустимы. Навязывание бесконечного количества анализов, дополнительных обследований, процедур, продажа БАДов и целительных приборов не может быть легитимной, так как все действия врача определяются строгими приказами и инструкциями Минздрава. Врач на самом деле не имеет права отходить от этих инструкций и должен их выполнять. На каждое заболевание строго регламентирован объем основных и дополнительных исследований, и тут не может быть творчества врача, решившего назначить еще парочку.
Увы, вы не можете знать все эти нормативные акты, поэтому часто соблазняетесь на множество исследований и анализов, веря врачу, что это крайне необходимо в вашем случае. На самом деле вы всегда идете к врачу (если только этот визит не профилактический ) с одной целью: решить конкретную проблему, например вылечить выделения, наладить цикл, забеременеть. Это и есть ваша пачка “чая со слоном”, которую вы хотите купить, но в медицинском кабинете вам все “покупки” продают в черных непрозрачных пакетах, и вам приходится покупать все, так как вы не знаете, в каком из них желанный чаёк.
Но у “медицины в нагрузку” есть и другая сторона. Это “медицинское шоу”, которым и была медицина с момента своего рождения до начала XX века. “Конкретная медицина” вообще появилась в последние 20-25 лет. Например, изменились выделения, вы приходите к врачу, у вас измеряют рН, подтверждают нарушение, берут один анализ. По результатам назначат 1-2 препарата на неделю и все - случай закончен. 30-40 лет назад это было невозможным, так как не было таких анализов, таких препаратов, да и заболевания тогда были не так классифицированы. Лечение было слепым, избыточным и в большей степени симптоматическим.
Что же такое “медицинское шоу”? По форме оно всегда похоже на шоу фокусника, элементы все те же. Образ врача (внешность, харизма, слава, регалии, место, где он принимает, дипломчики на стене и т.п.), манера общения, погружение пациента в атмосферу сложнейшего и эксклюзивного лечебно-диагностического процесса с приданием неимоверной важности всем действиям и назначениям. Прописи лечения длинные и сложные, наполненные важными комментариями и заметками.Многим элементам лечения придается особенное, ритуальное значение (принимать по 2 чайные ложки, комнатной температуры, за 17 минут до еды с закрытыми глазами, стоя на правой ноге, и после задержать дыхание на 35 секунд). Оформление исследований и назначений усиливает качество бумаги, работа цветного принтера и наличие таблиц, диаграмм и графиков. Таким “медицинское шоу” стало сейчас, а ранее центрами “медицинского шоу” были санатории и профилактории. Сейчас, кстати, это направление также набирает обороты, один флагманский балаганчик в Карелии уже активно раскручен и процветает. Безусловно, отдых, свежий особый воздух, процедуры и питание благотворно влияют на любой организм. Собственно, именно этим и лечили людей всю историю медицины: кровопусканием да поездкой “на воды”. Напомню, лекарства и нормальная диагностика заболеваний появились в середине XX века.
Но подменять “качественным отдыхом” медицину не стоит. Да, многие заболевания и правда “от нервов и переутомления”, и сон под кипарисами, душ Шарко и массаж могут быть очень полезны, но все это не лечит истинные заболевания. Да, во всех этих “здравницах” есть врачи, оборудование, проводится множество обследований и даже лечение, но суть этого “действа” создать для вас плотный распорядок дня из процедур и обследований, которые вы будете проходить в данном “дворце здоровья”. При этом вы получите столько совершенно не нужной информации о своем организме и рекомендаций по образу жизни, что проще умереть и родиться заново, чем все это выполнить и исправить. Увы, но если вы не ведете здоровый образ жизни, “оздоровиться” за недельку не получится, разве что “нервишки подлечите”, но и то ненадолго. Лучше всего описал это “медицинское шоу” и его важность для пациентов Л.Н. Толстой в романе “Война и Мир”.Наташа чахла после разрыва с князем Болконским. "Доктора для Наташи были полезны тем, что они целовали и терли бобо, уверяя, что сейчас пройдет, ежели кучер съездит в арбатскую аптеку и возьмет на рубль семь гривен порошков и пилюль в хорошенькой коробочке и ежели порошки эти непременно через два часа, никак не больше и не меньше, будет в отварной воде принимать больная”. Далее Толстой пишет о том, как важно это “шоу” для родственников больного. “Чем строже и сложнее были эти правила, тем утешительнее было для окружающих дело. Как бы переносил граф болезнь своей любимой дочери, ежели бы он не знал, что ему стоила тысячи рублей болезнь Наташи и что он не пожалеет еще тысяч, чтобы сделать ей пользу”. Прошло почти 200 лет, а ничего не изменилось.
Доктор, ну чего вы к нам пристали со своей “конкретной медициной”? Ну, нравится нам как у Пушкина: “...Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад”. Я совсем не против “медицинских шоу”, особенно в прекрасных природных заповедниках, так как они реально нужны и помогают лечить душевную хандру. Просто не стоит им придавать статус серьезного медицинского обследования и лечения. Не стоит думать, что чем больше анализов, обследований и прописанного лечения, тем лучше и полезнее. Вся эта “мишура” - и есть “продукты в нагрузку”, но тут парадокс в том, что вы уже без этой нагрузки не хотите покупать “чай со слоном”.
Например, часть моих пациентов несколько недоумевают от того, с какой скоростью я смотрю на кресле и делаю УЗИ и, судя по отзывам, им кажется, что я все это делаю поверхностно и некачественно. И что делать мне, если всю необходимую информацию я получил? Продолжать водить датчиком, пока у пациентки не сложится ощущение, что я достаточно поработал и за УЗИ теперь можно заплатить столько, сколько оно стоит? Пациенты на самом деле в большинстве своем требуют от врача исполнения элементов “шоу”, иначе это не кажется ценным. Увы, человек пока не умеет “покупать” и ценить конкретную помощь без “нагрузки”. Мне нередко приходят анкеты с заявками на заочную консультацию, в результате изучения которых я просто делаю заключение: “Все хорошо, ничего принимать и делать не надо”, хотя там лечение расписано на многие тысячи и предлагают операцию, которая не нужна. В ответ: “Доктор, большое спасибо” и то не всегда. А мог бы провести консультацию, долго и витиевато рассказывать о том, что все хорошо и получить гонорар. Парадокс! За один и тот же продукт пациенты готовы платить только, если его подадут под соусом “медицинского шоу”. Вот поэтому и развивается этот “шоубизнес”, только часто за ним стоит исключительно “шоу”. Короче, чем больше “оздоровительного санатория”, тем меньше медицины.
Удовлетворите мой интерес, напишите свои мысли: почему вы не готовы (или готовы) платить за конкретный ответ на ваш вопрос без “медицинского шоу”? Почему больше ценится время, потраченное на вас, чем само решение проблемы?