Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок
А.С.Пушкин
Часть 6. Как Наполеон пришёл Россию просвещать.
Было это в стародавние времена, а может и не было, или было, но не совсем так, как люди рассказывают, точно никто не знает. Но народная молва идет, а народ зря говорить не будет. Результатом Великой Французской революции стало то, что власть во Франции захватил Наполеон Бонапарт. Не зря говорят, что любая революция, под какими бы благовидными предлогами и с какими бы благородными целями она не затевалась, впоследствии всегда приводит к диктатуре и тирании, и это подтверждается многолетним мировым опытом.
Так вот Наполеон, придя к власти, успешно подмял под себя всю Европу, создал империю и начал угрожать Великобритании. Русский император Александр 1 заключил с Наполеоном «Тильзитский мир», по условиям которого Россия должна была поддержать континентальную блокаду Великобритании, но на самом деле Россия просто выгадывала время для накопления сил для борьбы с Наполеоном. Франция, к тому времени захватив всю Европу, придвинула свои границы вплотную к Российской империи, собственно говоря, в Европе, как обычно, особо никто и не сопротивлялся. Повоевав для вида, Европейские правители предпочитали сдаться на милость победителя или, позабыв о своей суверенности, пока не поздно, присоединится к сильному.
Единственным серьезным противником в Европе для Наполеоновской Франции осталась Великобритания, англичане, пользуясь своим господством на море, захватили французские колонии в Индии и Америке, лишив, таким образом, французов огромных доходов, поступавших с тех территорий. Вот тогда, Наполеон, воспользовавшись тем, что он мог влиять на всю континентальную Европу, и ввел против Великобритании континентальную блокаду, наложил, так сказать, санкции, ну совсем как сегодняшний Байден. Россия, по условиям мирного договора, должна была присоединится к этим санкция, но у русских желания такого не было, они считали такие действия невыгодными, вредными для страны и постыдными. Русское правительство ввело свободную торговлю с нейтральными странами, что дало возможность торговать с Англией через посредников, и ввело заградительные торговые пошлины на французские товары. Это очень сильно разозлило Наполеона. Как мы видим санкционная война это достаточно древнее изобретение басурманских просвещенных «гуманистов». Кстати, в нашей стране, тогда, тоже было много представителей интеллигенции просвещенных западной пропагандой, воистину уверовавших в то, что французская нация самая просвещенная и гуманная в мире и надо во всем следовать их примеру, присоединится к сильным мира сего, перестроить страну по их указке и тогда у нас наступит рай земной. То, что у них самих на Европейских землях не совсем рай их ни сколько не смущало, они этого не замечали, или считали, что это потому, что не все еще в этот рай поверили. Они де не знали каким «земной рай» должен быть, а некоторые дурные, вроде России, еще и активно сопротивлялись своему «счастью», а вот мол, сейчас всех просветим, научим правильному, и все станет хорошо, цивилизованно и гуманно. Этих деятелей не смущало ничего, ни массовое отрубание голов на «гуманных» гильотинах сначала контрреволюционерам, а затем самим революционерам, ни массовые сжигание ведьм на кострах под руководством церковной инквизиции, которые проходили по всей Европе ранее, они все равно были уверенны непогрешимости европейских властителей. Они бы, наверное, даже с радостью восприняли и рукоплескали, если бы на центральных площадях Петербурга и Москвы установили эти «гуманные» гильотины для того чтобы рубить головы тем, кто противится европейскому «прогрессу» и «цивилизованности».
Наполеон, к тому времени, хоть и управлял всей Европой, но понимал, что монарх то он не совсем настоящий, родословная то у него совсем хиленькая. И решил он это дело подправить с помощью России, предложил Александру 1 выдать за него замуж свою сестру великую княжну Екатерину. Но Александру это предложение сильно не понравилось, он его воспринял как унижение для древнего рода российских великих князей и, конечно же, отказал Наполеону, дипломатично сославшись на то, что княжна уже сосватана за другого жениха принца Саксен-Кобургского. Наполеон не успокоился и заслал сватов во второй раз, и попросил руки княжны Анны Павловны, внучки Петра1, но ему и в этот раз было отказано, так как ей было всего 14 лет. Анна Павловна в последствии стала королевой Нидерландов. Наполеон же все-таки решил свою проблему, женившись на принцессе Марии-Луизе Австрийской, дочери императора Австрии Франца 2, европейцы в этих вопросах оказались сговорчивее и, соблазнившись материальными и политическими выгодами, выдали потомственную принцессу за безродного корсиканца.
Видимо вот такие не дружественные действия и подтолкнули Наполеона к решению начать войну с Россией. В то время снова зашевелилась Польша, успокоенная когда-то Суворовым, и Россия подтянула войска к границе, Наполеон воспользовавшись этим моментом объявил, что это угроза Франции, он тогда написал своему послу в Польше: «Через пять лет я буду владыкой всего мира. Остаётся одна Россия, — я раздавлю её…», оказывается, еще в те далекие времена передвижение Российских войск по своей территории воспринималось европейцами как угроза демократии.
И вот в июне 1812 года началось басурманское нашествие на Россию, которое в народе назвали «нашествие двенадцати языков», потому что участвовала в нем почти вся Европа. Российская армия отступала до самой Москвы, европейцы дружною толпою шли вперед и считали себя не завоевателями, а просветителями и освободителями России. Они думали, что разбив Русскую армию, добьются своего результата, и угнетенные и не просвещенные русские мужики будут радоваться, что пришли европейские освободители и освободили их от тяжкого насилия своих родных угнетателей помещиков. Надо признать, что такие настроения в те времена были среди многих представителей интеллигенции и аристократии, но только не в среде простого народа. Русские мужики дружно поднялись на партизанскую войну. Такого поворота европейские вояки еще нигде не встречали, в Европе они привыкли к тому, что после отступления неприятельской армии местное население их встречало с цветами и приветственными поклонами, чтоб задобрить завоевателей, а тут все ни как у людей – вместо цветов вилы в бок, вот такие дела.
Они надеялись пополнять провизию и фураж для нужд армии по ходу своего наступления за счет местного населения, а вместо этого получили внезапные нападения партизан на французские обозы и отдельные группы войск в местных лесах, а города и деревни их встречали пустыми домами. В такой напряженной обстановке раньше им воевать не приходилось. Под Москвой российские войска под руководством великого русского полководца графа и светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова дали французам решающее сражение, которое потом назвали Бородинская битва. В этой битве было величайшее противостояние двух армий, полегло огромное количество солдат с обеих сторон, но победы не было ни за кем, и французы стали готовиться и ждать продолжения битвы, но русские войска ушли, освободив дорогу на Москву. Великий русский поэт и офицер русской армии Михаил Юрьевич Лермонтов написал об этом сражении:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром.
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! –
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Наполеон сначала не понял в чем подвох, вроде и не победили, а дорога на Москву свободна? Французы решили войти в столицу и отметить свою победу, наконец то, отдохнуть, расслабиться, пополнить запасы продовольствия и вдоволь насладиться своим привычным занятием – грабежом местного населения, но Москва их встретила пустотой, холодом и горящими домами. Находясь в пустой Москве, без провианта, потеряв половину своей армии, Наполеон не знал что делать, плюс ко всему еще и началась зима, русская, а совсем не европейская, тем более не корсиканская. Французы попытались пошурудить по окрестностям, с целью добыть пропитание, но из этого ничего не получилось, отряды французских фуражиров быстро уничтожались партизанами или отрядами народного ополчения. Наполеон начал писать письма Александру 1, с предложением заключить мир, но Александр не отвечал. Наконец он отправил своего генерала Лористона к Кутузову с посланием: «Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь». Как обычно по-европейски, по цивилизованному, хотел раздавить Россию, уничтожил тысячи людей, разорил города, а когда запахло жареным вспомнил про честь. Кутузов отправил с донесением к Александру князя Волконского, но ответа Наполеон так и не дождался.
Померзнув в холодной и голодной Москве, Наполеон ударился в философствования и начал задумываться над тем, что же он здесь делает и зачем он сюда пришел. Мысли о владычестве над миром отошли на второй план. Все как в русской сказке о золотой рыбке – мало ему было Европы, захотел управлять всем миром, а остался у разбитого корыта.
И решил он, пока не поздно, возвращаться восвояси в теплую цивилизованную Европу, подальше от этих темных и необразованных русских, которые так и не поняли, что он совсем не злодей, а хотел их осчастливить, только для этого нужно было немного поубивать, ну совсем чуть-чуть, самых трудных и непонятливых. Не зря великий русский поэт Федор Иванович Тютчев написал:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
И двинулась басурманская армия с позором восвояси. Сначала они наметили себе путь по новой дороге, чтобы не проходить ранее разорённые территории и не испытывать проблем с продовольствием и фуражом, но не тут то было, мудрый Кутузов все варианты продумал заранее и, умело расставив войска, направил их той же Смоленской дорогой, которой они шли в Россию. По дороге домой голодные европейцы пытались шаромыжничать в окрестных деревнях, но это плохо получалось, там их встречали крестьянские партизанские отряды под руководством народных героев, таких как Василиса и летучие отряды гусар Дениса Давыдова.
А слово шаромыжник с тех пор прижилось в русском языке, так как голодные французы просили у крестьян поесть и обращались к ним «сher ami» («дорогой друг»), а сатирик В. Князев потом напишет такие стихи:
Да, да, почтеннейший мой книжник!
Заткни фонтан и не рюми –
Ведь косолапый шаромыжник
Произошел от cher ami.
Вообще благодаря этому «цивилизационному» нашествию из Европы в русском языке появилось много новых интересных слов, например: шваль. Так как россияне не всегда обеспечивали бывшим оккупантам «гуманитарку», французы начали поедать своих лошадей, а лошадь по-французски – cheval, для российских крестьян есть лошадей было за гранью понимания, ведь для крестьянина конь – это благородное животное, друг, брат и товарищ, можно сказать, член семьи. Еще появилось такое слово как шантрапа, это связано с тем, что много французов остались в России в домах у местных помещиков в прислуге, так как работать они не годились, то служили в основном гувернерами или руководителями крестьянских театров, и когда на кастинг приходил человек, не имеющий артистических талантов, они говорили: «Сhantra pas» («к пению не годен»), затем этим словом в России стали называть всевозможных проходимцев и пройдох.
Но больше всего французы запомнили название русской реки Березина, при форсировании которой погибло очень много французских вояк, а слово «березина» для французов стало обозначать «конец всему».
Российская армия выгнала завоевателей со своей территории и здесь, как всегда, опомнились западные союзники, испугавшись того, что русские войска могут остановиться на своей границе, ведь планов кого-то завоевать у России не было, снова объединились в коалицию и убедили Россию идти дальше и избавить Европу от Наполеона. Войска Наполеона разбили, самого его сослали в ссылку на остров Эльба, а европейцы с радостью и ликованием встречали в своих городах русских гусар и казаков, как написал Алекандр Сергеевич Грибоедов, в «Горе от Ума» правда, по другому поводу, но всё-таки: «Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали».
Русские войска простояли в Париже восемь месяцев. Перед тем как войти на территорию Франции Российский император Александр 1 издал указ: «Обходиться с жителями как можно дружелюбнее, и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России». А перед входом в Париж русским гусарам и казакам, выдали жалование за все три года войны, так что погуляли они знатно. Особенно понравились парижским женщинам, они ждали необразованных, диких, бородатых злодеев, а увидели галантных русских офицеров, своей образованностью и воспитанием не уступающих французским франтам, а когда Русские войска уходили, парижанки плакали и писали прошения Русскому императору, просили оставить их в Париже.
Через два года Наполеон вернулся с острова Эльба, собрал новую армию и решил восстановить свою империю, но как говорят в народе – два раза в одну реку не входят. После поражения под Ватерлоо ему снова пришлось отречься от престола, и остаток дней своих он провел под арестом на острове Святой Елены.
Вот так бесславно закончилась очередная попытка басурманских деятелей «просветить» Россию и принести к нам демократию на штыках европейских солдат.
Продолжение следует...
Ссылки:
Часть 1 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/narodnye-skazaniia-o-stanovlenii-gosudarstva-rossiiskogo-ili-skazka-o-tom-kak-basurman-russkogo-mujika-umurazumu-uchil-62483c1a3b339f26d5cd96ce
Часть 2 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/narodnye-skazaniia-o-stanovlenii-gosudarstva-rossiiskogo-ili-skazka-o-tom-kak-basurman-russkogo-mujika-umurazumu-uchil-6248632dfc7c256a7d0525cf
Часть 3 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/narodnye-skazaniia-o-stanovlenii-gosudarstva-rossiiskogo-ili-skazka-o-tom-kak-basurman-russkogo-mujika-umurazumu-uchil-62498d8e2bcf913ddf046bbc
Часть 4 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/narodnye-skazaniia-o-stanovlenii-gosudarstva-rossiiskogo-ili-skazka-o-tom-kak-basurman-russkogo-mujika-umurazumu-uchil-624bdffeef19bb472fc653e9
Часть 5 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/narodnye-skazaniia-o-stanovlenii-gosudarstva-rossiiskogo-ili-skazka-o-tom-kak-basurman-russkogo-mujika-umurazumu-uchil-626382a69e30434086320d1a