Я сюда очень мало пишу, потому, что продолжается наша бюрократическая эпопея с определением, что дальше будет делать мой сын: пойдет в школу или останется в саду. ПМПК придиралось к тем документам, которые мы принесли.
В направлении на ПМПК из поликлиники есть побочные диагнозы от ортопеда и лора - придрались, что не они сделаны в виде отдельных справок. Справку от психиатра с ул. 8 марта тоже забраковали - отправили нас к участковому психиатру её переписывать. В самый последний момент с нас также потребовали тест Векслера. И все это за 2 недели до ПМПК!!!
Причём я это бы еще поняла, если бы мы им свалились как снег на голову в день подачи документов. Нет же, ходили, показывали документы и консультировались. Все предварительно нам одобрили. Но в последний момент все переиграли.
Справка, что не дурак
Как мне объяснили, вся это кутерьма с тестом Векслера нужна для определения программы. Аутизм нам не подтверждают, хотя по факту он есть. Остаются программы 7 (ЗПР) и 5 (речь). Дети, которые получают направление на обучение по программе 7.1 и 7.2 должны иметь небольшое отставание в развитии и академических навыках, а обучающиеся по программе 5.1 и 5.2, наоборот, не должны его иметь.
Изначально, у меня претензий к Векслеру не было. Мой ребенок теряется от большого количества незнакомых людей, как на ПМПК, а Векслер все таки сдают одному человеку. Здесь у него больше шансов прослыть умным. Мы должны были сдавать его 8 апреля на ул. 8 марта за 2500 рублей. Но в аккурат ночью перед экзаменом сын заболел с ужасным кашлем и соплями, пересдачу нам предложили 21 апреля в 9.00, хотя ПМПК было назначено на 20-е.
Я, было, метнулась в наш психдиспансер, но там на Векслера записывали ТОЛЬКО по направлению местного психиатра, талон к которому удалось получить на 19 апреля. В соседнем городе клинической психолог был в отпуске до 25 апреля. Было еще пара шаракшкиных контор, где не брали трубку или родители рассказывали, что там тесты делают формально, опрашивая родителей (!) ребенка, а не самого ребенка. Ещё паре мест типа Сухаревки нужно направление их врача и т.п.
В общем я пошла по наводке Натальи Ивановой делать тест в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС. Это стоило аж 6000 рублей, но записали нас почти за неделю до ПМПК, кроме того, центр-то федеральный, а наша ПМПК не любит справки от частников.
Ко дню "экзамена" сын перестал кашлять и чихать, но поцарапал ухо и заработал воспаление барабанной перепонки. Но тут уж делать нечего: повезла его в таком состоянии тестироваться.
Здание центра очень-очень красивое, с красивой площадкой, необычной планировкой. Это одновременно и школа где учатся дети и центр тестирования. Нас отвели в отдельный кабинет, где сын сразу полез в коробку с игрушками. Выбрал снежколеп, и с ним сел за стол.
Судя по всему, мы сдавали детский вариант Векслера, вот такой (даю ссылку на вКонтакт, где выложили весь тест). В этот тест входит 12 заданий. Сын сделал их за 1 час 10 мин. Долго делал вербальную часть и довольно быстро - невербальную.
Видно что, мужчина психолог привык работать с особыми детьми:
- он позволил сыну сидеть на стуле в любой позе, щелкая снежколепом;
- он очень долго и терпеливо расспрашивал его по каждой теме, дожидаясь правильного ответа. Дело в том, что Векслер записал правильные варианты ответов на вопросы, за которые начисляются балы, и неправильные, за которые не начисляются. Мой ребенок постоянно отвлекался на другие темы, придумывал к словам рифмы, задавал вопросы экзаменатору и т.п.
- если ребенок отвлекался и делал задание небрежно, не глядя на материал, психолог обращался к нему: посмотри, ты уверен, что все сделал правильно;
- не снижал балы за долгое ожидание, ужасные речевые ошибки и неполное совпадение, см. ниже.
В общем условия были очень щадящие. Психолог дал такое заключение:
- Ребенок умный, с интеллектом выше среднего, но незрелый, с особенностями поведения и трудностями в речи. Лучше оставить на год в детском саду и для социализации отвести в общеобразовательный класс по инклюзии, например, недавно открылась школа в Люблино, которая должна ему подойти.
Если все же придется выбирать между программами 7 и 8 , то лучше взять 7.1, программа 8.1 в Подмосковье для него будет слишком упрощенная. Размазывать программу первого класса на два года (7.2) не имеет смысла: он вполне осилит ее за год, не напрягаясь. Силы будет тратить на общение и социальную адаптацию.
Психолог был занят на других тестированиях, поэтому нам ОЧЕНЬ долго считали баллы, и бумагу с Векслером мы получили за сутки до ПМПК.
Насчитали нам, тадам, 133 балла, что соответствует "весьма высокому интеллекту "...
На ПМПК, увидев результаты теста: поморщились. Городской клинический психолог, сказал, что они завышены:
- По тестам он у вас Эйнштейн, а в реале же нет!
Дядя, а где ты был когда я искала бесплатного психолога на Векслера?
Готовились ли мы к Векслеру?
И да, и нет. Ещё пару лет назад я провела беглый опрос примерно по 5-6 заданиям из Векслера, причем это была сборная солянка из того варианта, что мы сдавали, и детского теста Ильиной. Подробнее о нем здесь:
Тест Векслера: читаем и смеемся
Я хотела посмотреть на уровень сына, тогда он был довольно низким, в рамках ЗПР. До многих заданий сын дозрел только сейчас, в декабре 2021 года. Я не предлагала сыну такие же задания дома, но давала похожие, в этом же ключе.
Например, наше слабое место - пространство, но я не давала ребенку лабиринты Векслера - я скачивала детские лабиринты в интернете и купила ему Кумон, вместо кубиков Коса недавно купила кубики Никитина. Приспособила игру "Крокодил" для обучения определению слов и т.п.
Также мы с декабря сравнительно мало занимались: больше тусовались ну или болели, сдавали очень много тестов и прошли много обследований: доплер, глазное дно, ортопед, нервролог, нейропсихолог, дефектолог и т.п.
Мой приоритет - адаптировать ребенка в обществе, а не набить его голову знаниями.
Как следствие, в ответах сына не было полных речевых совпадений, но некоторые были засчитаны в нашу пользу.
Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не оказалось?
Правильный ответ Векслера: "Пойду в другой магазин. Куплю булку..."
Ответ сына: "Если в "Пятерочке" нет, куплю в "Магните"...
Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться? (для девочек – «девчонка»).
Правильный ответ Векслера: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что так нельзя. Переведу на шутку.
Ответ сына: Уйду... Скажу: "Успокойся".
Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
Правильный ответ Векслера: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком).
Ответ сына: Поставлю знак "кирпич".
Считаю ли я сына гениальным?
Видите ли, я не считаю хороший/плохой Векслер, показателем гениальности/глупости. Это просто один из тестов и все. Заметьте, что рассчитан он на людей, не имевших опыта занятий за столом, которые не корпели над лабиринтами, в глаза не видели разноцветных кубиков и никогда не задумывались , чем отличаются дым от пара. Наоборот, изначально Векслера делали в том числе для беспризорников и преступников, в первоначальном варианте вместо кубиков предлагали считать сигареты . Естественно ребенок, которого развивали, будет иметь в этом тесте преимущества.
Сын любознательный, неглупый его логико-математический интеллект - хорошая норма. В то же время банально познакомится на площадке он не может. Это ли высокий вербальный интеллект? Ну я даже не знаю...
В некоторых областях мой ребенок обнаруживает тотальное слабоумие. Он может неплохо решить тест Ровена, но яблоки у него растут на березе, а ландыш он обзовет одуванчиком. Абсолютно не видит скрытого смысла в картинках.
Мой муж из того же теста. Кандидат технических наук но не смог узнать клевер на картинке в детском лото. Но зато мои мальчики с удовольствием беседуют о квантовой физике, отрицательных числах и уравнениях с переменными. Не то, чтобы мелкий их понимал, просто ЧЕЛОВЕКУ НРАВИТСЯ.
В общем Векслер это условность, и, главное, не сколько там по Векслеру, а чтобы подобрали адекватную программу.
Например, одной сложной девочке с нарушением понимания речи , дали 8.2 , т. к. школы для у.о. в городе НЕ БЫЛО. Мама потом бегала меняла на 8.3.
Другой мальчик с тяжелыми речевыми нарушениями, набрал по Векслеру только на умственную отсталость, сострадательный клинический психолог сделала Ровена, и, таким образом, натянули на ЗПР. Мальчик пошел в школу для ЗПР, но не тянет их программу, т.к. дети все хорошо вербальные, а он - нет.
Если есть желание все-таки "натянуть" ребенку Векслера, нужно не сколько заучивать правильные ответы ( это вылезет в конце концов в ходе беседы, аутята не принимают фальши) а проговаривать, проживать, исправлять дефекты восприятия. Показать ему рубины пусть сравнит с изумрудами, поджечь дерево, поджечь камень, вскипятить воду, на худой конец, включить ролик на ютьюбе.