Предупреждаю, очень мощное и жестокое изображение.
Посмотрите, как истощено и искалечено его тело, его торс изрезан сотней ударов. При близком рассмотрении видно, что плоть усеяна ранами и язвами. Его набедренная повязка - это, наверное, самая потрепанная полоса материала, из когда-либо нарисованных.
Словно оживленные его последним вздохом, ладони, пробитые гвоздями, скрючились и расползлись в безошибочном жесте страдания.
Как напоминание о страданиях, перенесенных Христом во время распятия, пожалуй, нет другого столь же сильного изображения, как этот алтарный образ, известный как "Изенгеймский алтарь".
Это шедевр немецкого искусства эпохи Возрождения. Это также изображение, которое, увидев однажды, невозможно забыть.
Если посмотреть шире, мы видим Христа на кресте на фоне мрачного, ночного пейзажа.
Над головой Христа находятся инициалы INRI. Они представляют собой латинскую надпись IESVS NAZARENVS REX IVDÆORVM что на русский язык переводится как "Иисус Назарянин, Царь Иудейский".
По бокам креста стоят скорбящие: справа от Христа - его мать, Мария, одетая в белое, которую поддерживает Иоанн, любимый ученик Христа. Также справа от Христа - Мария Магдалина, стоящая на коленях со сцепленными в молитве руками. А слева от Христа - Иоанн Креститель в сопровождении агнца, символизирующего жертвоприношение Иисуса.
На картине, которая, как считается, была написана между 1512 и 1515 годами, изображены самые жестокие аспекты последних дней жизни Христа. С головой, склоненной на одну сторону - в последних муках удушья, которое было исходом для всех распятых людей - губы Христа приобрели оттенок синего, а его рот открыт, как будто для того, чтобы издать крик боли.
В истории искусства найдется немного картин, которые так рьяно лишают Христа славы и показывают его хрупким и израненным человеком. Только взгляните на ноги, пронзенные огромным гвоздем, скрюченные и изуродованные, капающие кровью. Это шоу ужасов, в котором боль ощущается очень жестоко, сыро, неприкрыто.
Изображение было сделано для монастыря Святого Антония в Изенхайме близ Кольмара, на северо-востоке Франции, недалеко от границы с Германией.
Что касается художника, то о нем мало что известно. Художник, создавший эту работу, известен под именем Маттиас Грюневальд, однако его личность точно не установлена. "Грюневальд" - это прозвище, придуманное первым историком немецкого искусства Иоахимом Сандрартом, писавшим более века спустя. Известно, что Грюневальд родился в Вюрцбурге примерно в 1475 году, ему заказывали росписи для церквей в западной Германии, и он умер в 1528 году.
Интересно отметить, что Изенгеймский алтарь первоначально находился в церкви на месте монастырской больницы.
Больница важна для понимания произведения искусства, поскольку ее предназначением было лечение больных чумой, а также заболевания, известного как "огонь святого Антония".
Огонь святого Антония получил свое название от средневековых монахов-бенедиктинцев, служащих святому Антонию, которые предлагали лечение больным.
Страдающие от огня святого Антония испытывали видения, сильную жгучую боль и безобразные гангрены на ногах и руках. Сегодня известно, что болезнь была вызвана употреблением зараженного грибком ржаного зерна, что привело к отравлению спорыньей, или тому, что сейчас называется эрготизмом.
В то время огонь святого Антония считался духовным недугом, вызванным искушением и грехом; поэтому средством лечения было покаяние и духовное вмешательство. Изображение распятого Христа, покрытого язвами и усеянного шипами, не оставляло у пациентов больницы никаких сомнений в том, что страдания Христа были похожи на их собственные.
Сцена распятия на самом деле является лишь одной из частей сложной иконографической схемы всего алтарного образа.
По обе стороны от "Распятия" на панелях изображены мученическая смерть святого Себастьяна, пронзенного стрелами (слева), и святого Антония Великого (справа). Опять же, эти два святых связаны с контекстом больницы, поскольку Антоний был покровителем жертв огня Святого Антония, в то время как к святому Себастьяну обращались для защиты от чумы.
Сцена Распятия - это вид на алтарь, когда крылья закрыты. Когда наступали важные праздники литургического года, крылья открывались, чтобы показать сцены из жизни Девы Марии и сцены Рождества Христова - таким образом, жизнь Христа охватывается от начала до конца.
И все же в памяти остается изображение Христа на кресте, бледного и раздавленного.
Распяв Христа таким образом, художник превратил Бога в униженного и поверженного "человека скорбей", о Божественности которого можно только догадываться.
***
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк. Если вы хотите помочь в развитии канала, воспользуйтесь формой ниже:
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство