Сентиментальные викторианцы любили детишек (особенно, когда те спят) и полотна с ними раскупали у художников "на ура". На первый взгляд можно подумать, что "Дочь дровосека" Артура Хьюза - одна из таких картин.
Все приметы викторианского сентиментализма тут налицо. Трудовую, честную и чистую, осененную взаимной любовью бедность (которую воспел, заработав на этом миллионы, Чарльз Диккенс) тут воплощают дровосек и его жена, которые трудятся на втором плане картины. Но главные герои полотна конечно не они, а их маленькая дочь, которая мирно спит под деревом - малышку разморило от жаркого летнего солнца.
Родители девочки одеты очень просто, а вот под головой у малышки лежит новый плащ с приколотой к нему брошью - так художник хочет показать, что дитя для родителей - самое дорогое и они для нее ничего не жалеют.
Девочка, как и положено ребенку, мила чиста и невинна - над ней цветут колокольчики, поет малиновка и даже белочка не боится подойти к спящему ребенку. Словом, идиллия налицо.
Но полотно Хьюза это отнюдь не лирическая зарисовка, а иллюстрация к поэме Ковентри Патмора "Дочь Дровосека". Поэма подражает народным балладам и рассказывает о том, что в маленьком домике под горой некогда текла счастливая семейная жизнь. Но ныне сад запущен, а дом почти разрушен и все от того, что дочка дровосека Мод влюбилась в сына сквайра и бежала из дома. Разумеется сын сквайра не захотел жениться на дочери дровосека. И история закончилась так, как заканчивается большинство народных баллад - девушка сошла с ума от горя.
Вот только Артур Хьюз любит своих героев куда больше, чем моралист Ковентри Патмор. Несмотря на то, что на взгляд лондонской бедноты художник - типичный сквайр, семья Хьюзов знавала и тяжелые времена. И семья дровосека появляется в живописи художника снова и снова как память о том, как не легка честная бедность.
Возможно потому, что Артур Хьюз знает "почем фунт лиха" не из книг и баллад, он дарует героине своей картины прощение. Много лет спустя он пишет картину "Спасение", на которой в том же лесу и под тем же деревом дитя незаконной любви - погибшее дитя Мод молится о ее спасении. (У картины "Спасение" Артура Хьюза безусловно множество смыслов, но задумывалась она изначально именно так).
Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood