Найти тему

Чего вы не видите на картине "Дочь дровосека" Артура Хьюза

Сентиментальные викторианцы любили детишек (особенно, когда те спят) и полотна с ними раскупали у художников "на ура". На первый взгляд можно подумать, что "Дочь дровосека" Артура Хьюза - одна из таких картин.

Дочь Дровосека. Артур Хьюз. 1860 г.
Дочь Дровосека. Артур Хьюз. 1860 г.

Все приметы викторианского сентиментализма тут налицо. Трудовую, честную и чистую, осененную взаимной любовью бедность (которую воспел, заработав на этом миллионы, Чарльз Диккенс) тут воплощают дровосек и его жена, которые трудятся на втором плане картины. Но главные герои полотна конечно не они, а их маленькая дочь, которая мирно спит под деревом - малышку разморило от жаркого летнего солнца.

Родители девочки одеты очень просто, а вот под головой у малышки лежит новый плащ с приколотой к нему брошью - так художник хочет показать, что дитя для родителей - самое дорогое и они для нее ничего не жалеют.

Дочь дровосека. Джон Эверетт Милле. 1851 г.
Дочь дровосека. Джон Эверетт Милле. 1851 г.

Девочка, как и положено ребенку, мила чиста и невинна - над ней цветут колокольчики, поет малиновка и даже белочка не боится подойти к спящему ребенку. Словом, идиллия налицо.

Но полотно Хьюза это отнюдь не лирическая зарисовка, а иллюстрация к поэме Ковентри Патмора "Дочь Дровосека". Поэма подражает народным балладам и рассказывает о том, что в маленьком домике под горой некогда текла счастливая семейная жизнь. Но ныне сад запущен, а дом почти разрушен и все от того, что дочка дровосека Мод влюбилась в сына сквайра и бежала из дома. Разумеется сын сквайра не захотел жениться на дочери дровосека. И история закончилась так, как заканчивается большинство народных баллад - девушка сошла с ума от горя.

Потерянное дитя. Артур Хьюз. 1866 г.
Потерянное дитя. Артур Хьюз. 1866 г.

Вот только Артур Хьюз любит своих героев куда больше, чем моралист Ковентри Патмор. Несмотря на то, что на взгляд лондонской бедноты художник - типичный сквайр, семья Хьюзов знавала и тяжелые времена. И семья дровосека появляется в живописи художника снова и снова как память о том, как не легка честная бедность.

Возможно потому, что Артур Хьюз знает "почем фунт лиха" не из книг и баллад, он дарует героине своей картины прощение. Много лет спустя он пишет картину "Спасение", на которой в том же лесу и под тем же деревом дитя незаконной любви - погибшее дитя Мод молится о ее спасении. (У картины "Спасение" Артура Хьюза безусловно множество смыслов, но задумывалась она изначально именно так).

Спасение. Артур Хьюз. 1880-е гг.
Спасение. Артур Хьюз. 1880-е гг.

Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood