Найти тему
De Profundis

Размышления над Ин 21:15-19

"Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною!"
(Ин 21:15-19)

Мы все знаем, как приятно сходить куда-нибудь вместе с друзьями – в кафе или в ресторан. Или собраться дома, чтобы вместе приготовить что-нибудь вкусное и посмотреть кино. Или поболтать с коллегами в обеденный перерыв – иногда так принимают важные решения. Или вместе пойти на рыбалку: кто-то ловит рыбу, а кто-то развел огонь и вода уже кипит в котелке. А потом все сидят вокруг костра, едят и говорят о том, что было и что будет. Порой, эти разговоры бывают очень интересными и весьма серьёзными.

Сегодня мы слышали похожий разговор. Это разговор Иисуса с Петром после рыбалки на берегу Галилейского озера. Согласно свидетельству Иоанна, это – последнее явление Воскресшего, последняя встреча и последнее наставление. Поэтому для Петра и для нас с вами этот разговор имеет особое значение.

Мы видим, что это тяжелый разговор. Иисус спрашивает Петра о любви и верности. Это необходимо, ведь мы помним, какая глубокая трещина возникла в критический момент между Иисусом и Петром. Этот разрыв надо исцелить и закрыть - иначе вместе идти вперед не получится. Мы бывали в таких ситуациях и знаем, что это трудно. Знаем, что это больно. И мы хорошо понимаем Петра.

Иисус спрашивает: «Симон, сын Ионы! Любишь ли ты меня больше, чем они?».

Больше, чем другие? Больше, чем мои друзья? Дать ответ нелегко. Я знаю кое-что о самом себе, это так… Но, я никогда не знаю другого настолько, насколько хочу знать. Даже в близком друге всегда есть какая-то тайна – то, что я не вижу в упор, пока обстоятельства или доверие не открыли это. И я не знаю, как можно сравнить любовь одного с любовью другого. Если кто-то знает – скажите, я возьму на заметку. Петр тоже не знает. Поэтому он говорит Иисусу: «Да! Ты знаешь, что я люблю тебя!».

«Я люблю тебя!». Когда мы молоды, сказать эти три слова очень легко. Легко, потому что они почти ничего не стоят. Чтобы узнать их настоящую цену, надо повзрослеть – пройти испытания и пережить потери. Другого пути нет. Только тогда мы понимаем, что значат эти три слова: «Я люблю тебя!». Мы чувствуем, сколько они весят.

Сейчас Петр чувствует тяжесть этих слов на своих плечах. Знаю ли я цену любви и верности? Отношения – это не арифметика. Тут нет места точному расчету – мы просто рискуем. Петр это понимает, поэтому на первом месте стоит «Ты», а не «Я». Петр рискует и доверяет свою любовь Господу. «Ты знаешь, что я люблю Тебя». Потому что ты и только ты, Господи, знаешь, что такое любовь.

Иисус действительно знает это. Он знает цену любви и верности. Потому что Он заплатил за них жизнью. Да, такова цена любви. Поэтому, у Иисуса есть власть простить и принять. И мы слышим, как Он говорит Петру: «Паси моих агнцев… моих ягнят…».

Иоанн продолжает свой рассказ. Иисус спрашивает снова: «Симон, сын Ионы! Любишь ли ты меня?». Петр отвечает «Да! Ты знаешь, что я люблю тебя!».

Я слышу в ответе Петра решимость. Страница перевернута: прошлое осталось в прошлом – впереди все новое. «Ты правда любишь меня?» - «Конечно!». Мы тоже так отвечаем, когда пройден острый момент. И в ответ мы хотим услышать, что нашу любовь принимают. Поэтому Иисус говорит: «Паси Моих овец!». «Ты принимаешь меня, Господи?» – «Да, принимаю!».

Но, и это не конец. Иисус спрашивает третий раз: «Симон, сын Ионы! Любишь ли ты меня?». И теперь мы видим, как Петр расстроен - ему больно. Что это? Недоверие? Сомнение? Какая-то психологическая игра? «Симон, сын Ионы! Любишь ли ты меня?».

Петр отвечает: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Здесь звучит смирение. Однажды, Петр ошибся. Он думал, что говорить о любви и верности очень просто – потому что легко любить и быть верным. Но, это не так.

Теперь Петр знает это очень хорошо. Он ничего не забыл. Он знает свою слабость. Обычную человеческую слабость – простую и понятную каждому из нас. От себя убежать невозможно. Отменить прошлое тоже невозможно. Можно признать это и пойти дальше.

Что для этого нужно? Принять себя и открыться другому. Петр так и делает. Он говорит: «Ты знаешь все, что было, но я хочу начать все сначала и ты это тоже знаешь». Мы делаем тоже самое – мы принимаем себя и открываемся другим.

Да, былое не перечеркнуть. Прошлое не исчезает из нашего опыта, из нашей памяти. То, что причиняет боль, мы помним очень хорошо. И мы причиняем боль гораздо чаще, чем этого хотим или об этом знаем. Поэтому наши отношения с другими постоянно нуждаются в исцелении. Поэтому так важно знать, что нас знают и принимают именно такими, какие мы есть – с грузом нашей вины и наших проблем.

В трудные моменты отношений нам остается только одно: верить в то, что верят именно в нас. Помните, как поется в песне: «Я тебя слепила из того, что было»? Я хочу, чтобы приняли именно меня, а не то, что «слепили» из благих ожиданий, глядя через «розовые» очки. Мы получаем исцеление и новую надежду только тогда, когда принимают именно нас. И вот, сегодня Петр просит Иисуса поверить в него и принять его.

«Паси моих овец!» - так отвечает Иисус. Это - знак доверия и надежды. Ты тот, кто есть, но я принимаю тебя и доверяю тебе. Мы можем идти рядом, рука об руку. Поэтому слова Иисуса, - «Паси моих овец!», - не только слова примирения. Это – поручение. Мы вместе и у нас общее дело.

-2

В чем суть этого поручения? Многие считают, что речь идет о какой-то особой роли Петра. Кто-то видит здесь основу для существующего во многих церквях иерархического порядка. Видит в Петре архетип церковного лидера, епископа или папы, пастора, священника, наставника и.т.д.

Я вижу другое. Петр нашего рассказа – это не какой-то большой церковный «босс». Несовершенная человеческая любовь не делает его большой «шишкой» ни перед Богом, ни перед людьми. Это попросту невозможно.

Петр здесь – это мы с вами. А кто мы такие? Мы - обычные люди из обычной общины. Ничего особенного. Мы слабые. Мы тяжело проходим испытания – также, как Петр. Мы не такие умные, как хотелось бы - также, как Петр. У нас куча проблем – не думаю, что у Петра их было меньше. Но, именно нам Бог через Иисуса говорит: «Паси моих овец!».

Что это значит? Бог ждет, что мы позаботимся о наших ближних – вот, что это значит. Бог ждет, что мы позаботимся о других людях. Что мы будем заботливыми пастырями друг для друга. Что мы поможем друг другу пройти путь жизни так, как начертало каждому из нас Божественное Провидение. Такова воля нашего Небесного Отца.

Но, Иоанн говорит ещё кое-что. У этого поручения есть цена. Мы слышали пророчество: когда ты был молод, ты препоясывался сам, когда хотел, и ходил куда хотел. Теперь многое изменится. Все это решили за тебя.

Иисус говорит Петру и всем нам: раньше ты делал что хотел и когда хотел. Ты был молод, а молодость это свобода. Я вспоминаю детей - как у них все просто и как легко решаются все проблемы. У нас нет такой свободы - мы живем в более сложном мире, в сети взаимных обязательств. Дети взрослеют - тоже самое происходит и с нами. В общении с братьями и сестрами, в наших христианских общинах, мы пережили силу Воскресения. Мы стали взрослыми. Наши глаза открыты. Мы видишь, что у нашей жизни есть рамки и не все из них я выбрал сам. Эти рамки создает Бог.

Каким образом? Эти рамки – наш ближний. Тот самый «другой», о котором мы должны позаботиться. Та «овца», которую я должны «пасти». Та «овца», которая «пасет» меня. И я вспоминаю слова Мартина Лютера: «Христианин является совершенно свободным господином всего сущего, и не подвластен никому; Христианин является покорнейшим слугой всего сущего, и подвластен всем». Вот, что делает Божий дар и Божье поручение. Этот дар и поручение мы призваны нести до конца. Конечно, мы слабы и получается не так как мы хотим. Петр - яркий тому пример. Но, мы просим о силе и вдохновении свыше, чтобы дар и поручение не были напрасными.

Иоанн завершает свой рассказ. Иисус больше ничего не спрашивает. Он говорит Петру: «Иди за мной!». Жребий брошен. Наступила зрелость. И если ты связал свою судьбу с Иисусом, то прежней жизни не будет. Тебя ведет Его поручение. Поручение Бога свидетельствовать о вере и заботиться о других.