Михаил Жуков
Отлетал я на МиГ-21р 12 лет на различных должностях и в различных гарнизонах, крайний раз летал на этих самолетах в ЗабВО. Здесь же, уже будучи командиром разведэскадрильи переучился на очередной самолет Су17М3р, Су-17ум3.
Многоцелевой фронтовой самолет разведчик с изменяемой стреловидностью крыла. Су-17М3р по своим летным, боевым характеристикам превосходил разведчик МиГ-21р. Выпускался более 20 лет на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Двигатель 1хТРДФ, тяга на максимале 7800 кгс., на форсаже 11200. Максимальная скорость у земли -1400 к.ч.,на высоте-2230 км.ч.(М 2.1). Дальность полета без ПТБ- 1520км., с ПТБ-2550 км. Потолок-14000м. Вооружение 2х30мм пушки НР-30 , (боекомплект 80 снарядов на 1 пушку). Боевая нагрузка 3600кг на 10 узлах подвески, УР"В - В", Р-60, "В-З "Х-28, Х-27ПС, Х-25 МП, Х-58 У, бомбы до 500кг.,С-25, пушечный контейнер УПК-23-250,КМГУ-2, баки с зажигательной смесью. Разведоборудование в подвесном контейнере с фото, радиотехнической, ИК и телевизионной аппаратурой. Длина самолета-19.2м, высота -5.13 м, Размах крыла 13.68-10.02 м. Вес пустого самолета-11800кг., Максимальный взлетный вес -19360 кг. Топливо -керосин с подвесными ТБ-6900л. Очень красивый внешний вид, изменяемая стреловидность крыла, легкость в управлении, боевая мощь все это радовало летчиков, включая меня. Теоретическую часть обучения прошли в Липецком Центре переподготовки летного состава в течении месяца, сдали зачеты, экзамены. Практические полеты выполняли на базе полка в ЗабВО. Освоение Су-17М3р давалось достаточно хорошо, тем более инструктором у меня был инспектор БП ВВС ЗабВО полковник Демкин. Вывозная программа ограничилась 10 полетами с налетом 3ч36мин. Летный состав эскадрильи тоже достаточно быстро вошел в строй, проблем не было, в течении полугода все летчики вошли в строй до уровня полетов на самолете МиГ 21р, летали успешно, даже молодежь, которая показала свои боевые летные навыки в Афганистане, где они отработали с апреля 1986г по май 1987г. Воевали в Афганистане на высочайшем уровне и как разведчики и как штурмовики, а самолет оказался очень надежным и не раз привозил израненный летчика домой, многие летчики целовали его и благодарили за спасение. Кстати, в Афганистане никто из летчиков аэ не погиб, все вернулись домой с боевыми наградами Родины. Я отлетал на Су-17М3Р более 5 лет, и вспоминаю полеты только с благодарностью, как труженика и надежного авиационного товарища. Налет на Су-17 м3р составил 738 полетов 450 час.
(Продолжение следует)