Чтобы правильно воспитать, а затем выдрессировать щенка, дрессировщик должен знать его характер. Разумеется, каждый дрессировщик имеет свое, субъективное представление о нем. Но важно подтвердить или опровергнуть это представление с помощью объективных методов оценки. Одним из методов получения объективной информации о характере щенков и их пригодности к дрессировке по различным службам (защитно-караульной, караульной, розыскной и т. д.) может стать тестирование. Применять их механически к щенкам, дрессируемым по другим видам служб, невозможно.
Щенки подвергаются тестированию в возрасте 8-10 недель. Результаты тестов выражаются в очках для сравнимости.
Тесты разделяются на 3 группы и определяют:
1. Отношение к незнакомому человеку.
2. Отношение к незнакомым звукам.
3. Отношение к незнакомым предметам.
1. Отношение к незнакомому человеку.
1-й тест (8 недель). Щенок помещается за ограду размером 1x1 м. Помощник приближается и останавливается на расстоянии 15 м от ограды, потом идет к щенку, разговаривает с ним обычным тоном и пытается его погладить. Дрессировщик в это время отсутствует.
2-й тест (9 недель). Через минуту после отхода дрессировщика 4 помощника подходят к щенку с четырех сторон одновременно, останавливаются на расстоянии 15 м и минуту выжидают, потом подходят к щенку и, ласково разговаривая с ним, пытаются сначала одновременно, затем поочередно его погладить.
3-й тест (10 недель). Щенок свободно бегает один. В подходящий момент помощник быстро подбегает к нему на расстояние около 2 - 3 м, приседает к щенку на минуту и затем поступает, как в первом и втором случаях. Желательная реакция - дружелюбие, спокойное отношение щенка к людям, отсутствие признаков агрессивности, что часто бывает признаком страха.
Для сопоставимости результатов помощниками должны быть одни и те же лица, выполняющие все действия строго единообразно,
2. Отношение к незнакомым звукам.
Тесты на звуки проводятся в обстановке, знакомой щенкам. У щенков проверяется реакция соответственно на свист (свисток), выстрел (из стартового пистолета), сирену автомобиль. Расстояние между щенком и источником звука -5 м. Каждый звук повторяют через 1 ч. Повторение требуется тогда, когда реакция неотчетлива. Желательно, чтобы щенки спокойно относились к звукам и настораживались в направлении их источника. Хорошо, если щенок во второй раз реагирует на звук спокойнее, чем в первый. Ясно, что для всех щенков должны использоваться одни и те же свистки, сирены и т. д.
1-й тест (8 недель). Свисток.
2-й тест (9 недель). Стартовый пистолет,
3-й тест (10 недель). Автомобильная сирена,
Дрессировщику-любителю следует ограничиться проверкой реакции на свист, второй и третий тесты могут применяться при выращивании щенков в питомниках в условиях жесткой отбраковки. Приучать щенка к резким звукам нужно постепенно.
3. Отношение к незнакомым предметам.
В этой группе тестов используют следующие предметы: флажок (кусок грубой ткани,
укрепленный на пруте), маленькая цепочка (металлический ошейник), зонт, детский
автомобиль длиной около 60 см.
1-й тест (8 недель). Флажком машут перед щенком,
2-й тест (8 недель). Цепочку несколько раз встряхивают перед щенком и неожиданно
роняют на землю.
3-й тест (9 недель). Человек (владелец или другой хорошо знакомый человек) подзывает к
себе щенка, и когда тот находится от него на расстоянии около 2 м, внезапно раскрывает
зонт, направив его в сторону животного. Зонт раскрывают над головой, а по направлению к земле. По окончании испытания щенка нужно подозвать и приласкать.
4-й тест (10 недель). Перед щенком несколько раз провозят туда-обратно детский
автомобиль на длинном шнуре. Проводить тесты со щенками, ранее видевшими
раскрываемый зонтик, а также детский автомобиль, и стоящий, и когда его везут, нельзя.
Психологические тесты для щенков 2
Все тесты проводятся в обстановке, знакомой щенку. Желательная реакция - интерес, лишённый страха. Равнодушное отношение также не будет недостатком. Перед тестированием не допускаются какие-либо игры, длительные, утомительные прогулки. Здесь важно, чтобы щенок был здоров и спокоен. У щенка не должно быть ни внутренних, ни наружных паразитов. Все данные, полученные при помощи тестов, тщательно протоколируются. Реакции щенков оцениваются по 5-балльной шкале. Высшую оценку "1" получают щенки, не проявившие никакого страха и стремления убежать. По отношению к человеку не проявляют робости.
Оценку "2" получают щенки, проявившие кратковременный испуг. Остальные реакции как при оценке "1".
При оценке "3" щенки явно испуганы, успокаиваются через некоторое время, в дальнейшем избегают предметов и людей, вызвавших страх, по отношению к человеку проявляют некоторую робость.
При оценке "4" страх выражен очень отчетливо, требуется время, чтобы он прошел, щенки избегают предметов и людей, которых испугались. По отношению к человеку ведут себя робко и заискивающе.
При оценке "5" поведение щенка сходно с предыдущим, но страх проходит через длительное время и иногда не полностью.
Эффективность применения тестов достаточно высока. До применения тестов их автор достигал желаемого уровня дрессировки только 1 щенка из 10, отобранных им. При этом он принимал во внимание только характеры родителей щенков. Когда же Ц. Плаффнбергер применил тесты, то результаты резко изменились. Из 10 отобранных в результате тестирования щенков 9 успешно осваивали курс дрессировки. Предполагается, что тестирование может служить одним из методов селекции. Исходя из принципов этого метода, к племенному использованию Должны допускаться только те собаки, которые ранее при тестировании получали оценку не выше "2", а собаки, получившие плохие оценки, но сравнительно успешно выдрессированные опытным дрессировщиком, отбраковываются. С другой стороны, результаты тестов могут с определенной степенью вероятность указать, сколько усилий нужно приложить при дрессировке той или иной собаки.