Лидеры садоводческих движений говорят, что нынешние госпрограммы восстановления должны стать госпрограммами развития.
Один из лидеров садоводческого движения Татарстана, председатель общественного совета садоводов Дмитрий Воробьев «рассекретил» планы властей республики:
- В мае Госсовет республики, возможно, сразу в двух оставшихся чтениях рассмотрит законопроект о садоводстве и проект станет законом не позже июня. Кроме того, в правительстве уже на выходе порядок выделения средств по программе софинансирования проектов внутри садоводческих обществ. Почему-то чиновники не хотят подписывать этот порядок до тех пор, пока региональный закон о садоводстве не будет принят. Но теперь это всего лишь дело времени. Закон и порядок создадут систему гарантированной бюджетной помощи садоводческим обществам республики. Бюджетные деньги по программе софинансирования в этом году придут в «сады», скорей всего уже в третьем квартале, - добавил Воробьев.
То есть деньги садоводы получат в июле-августе, ну, может быть, в сентябре. Это большой прогресс. По воле главы республики программа софинансирования действует уже 5-й год, но еще ни разу деньги по ней не поступали садоводам раньше ноября.
- В этом году нам на софинансирование должны выделить не меньше 237 миллионов рублей. Это долги правительства за прошлые годы, - дополняет информацию председатель Союза садоводов Владимир Дейнекин.
Воробьев тоже считает, что выделено должно быть не меньше, но предупреждает, что к этой цифре нужно относиться осторожно, потому что правительственные чиновники еще никаких цифр не называли.
- Но, если 237 миллионов это долги, то по логике вместе с этими деньгами вам должны выделить еще 250 миллионов, которые предусмотрены программой ежегодно?! – спросили мы.
Вопрос о деньгах вызвал неожиданный и куда более масштабный ответ. С одной стороны, и Дейнекин, и Воробьев дали понять, что в сегодняшней ситуации настаивать на больших суммах для садоводов не с руки: мало того, что государство продолжает тратиться на борьбу с ковидом, так еще и спецоперация на Украине, санкции, борьба с безработицей, расходы на импортозамещение… С другой стороны, именно сегодняшняя ситуация требует в корне изменить отношение к садоводству, оценку его роли в экономике и в обществе.
- Мы провели опрос: зачем садоводы едут на дачу - отдыхать или работать? И выяснилось, что 45 процентов опрошенных (практически половина) едут на дачу, чтобы работать! – говорит Дейнекин.
До сих пор доминирует мнение, что садоводство – это такой активный отдых, который помогает пенсионерам и малоимущим выжить. Само понятие «садовод» ассоциируется у многих с пожилым человеком, который работает на грядке. Опыт садоводства показывает совсем другое. Это экономика.
- Если помножить 350 тысяч действующих садоводческих хозяйств в республике на 20 тысяч ежегодных расходов каждого садовода, то мы получим 7 миллиардов рублей, которые так или иначе вкладываются в экономику и бюджет республики, - напоминает о своих расчетах Дейнекин.
- К этому надо добавить, что садоводы ежегодно выращивают десятки тысяч (как минимум) тонн овощей и фруктов, львиная доля которых поступает в продажу на рынки, - акцентирует внимание Воробьев.
К тому же садоводство дает толчок развитию фермерства. Достаточно вспомнить супругов Трусеневых из Лаишевского района, которые начали с разведения домашних коз на даче, а закончили организацией полноценного фермерского хозяйства по производству молока, сметаны, сыров, йогуртов. А многодетная семья Волобуевых под Лениногорском на своей даче построила такой курятник, что его вернее назвать цехом по производству домашней птицы. В этом подлинная логика садоводства. И логика говорит, что садоводство – это на самом деле полноценная индустрия, которая пополняет бюджет, существенно помогает государству решать задачи продовольственной безопасности страны. Оценивать садоводство просто как социальную помощь малоимущим по меньшей мере ошибочно. Поэтому:
- Госпрограммы, которые действуют в республике сейчас –это по сути программы восстановления инфраструктуры садоводческих обществ после развала в лихие 90-е прошлого века , а нужны программы развития, причем современного развития индустрии садоводства, - озвучивает перспективу Воробьев.
Как минимум, каждое СНТ должно быть окружено производствами по переработке урожая в различную сельхозпродукцию. Детсады, школы – это те точки сбыта, куда в первую очередь должна поступать продукция (фактически домашняя) из СНТ.
- Даже в документах ООН записано, что люди должны потреблять то, что вырастает в радиусе 400 километров от их места жительства. Это основа здорового питания, – напоминает Воробьев.
Получается, что текст местного закона о садоводстве, который будет принят в мае-июне, это лишь стартовый вариант. Далее закон должен будет развиваться вместе с жизнью.