Выставка в музее Фаберже.
Диего Ривера.
Я обратила внимание, что выставка совместная, а Диего Ривера словно в тени находится. Наверное оправдано, ведь то, что делала Фрида - смело, отчаянно. Пробовать рассказать о себе теми средствами, которые понятны любимому человеку. Многие из нас так делают? Снова повторюсь, что на меня ее живопись произвела впечатление некоего дневника, в который выплескивалась страстность натуры Фриды, ее простые, может быть, даже грубые ощущения, чувства. В этом столкновении простого и сложного, скорей всего и была та самая искра, которая сближала их с Диего.
Многие художники копируют своих коллег. С одной стороны это поиск себя, того образа передачи на полотно своих чувств, впечатлений, понимания мира, который ближе всего. И копирование коллег помогает освоить инструменты и выработать свои.
Диего не исключение. Сезанн - увидела первые картины и чуть не поперхнулась. Несколько пейзажей в духе французов. Заставила остановиться, вглядеться и улыбнуться от удовольствия чудесная картина в кубистическом стиле.
На противоположной стене картины периода, когда он был в России. Тут я вспомнила забавный сериал "Семейка Аддамс", ту серию, когда дочь Мортиши Аддамс поехала в лагерь. Дети просят ее улыбнуться, ну хоть разок. И в ужасе замирают от ее улыбки.
Что меня так поразило? Голубые глаза. Ясные, чистые, странно прозрачные глаза героев картин русской серии. На фоне этих глаз события в этих картинах смотрятся уныло и как-то упрощенно. Возможно, разные культуры, разные континенты, культурный код и красота совсем другие. Мне показалось, что Диего не прочувствовал самобытность русской культуры.
Женщины. Красотки. Взрыв чувств, желаний и эмоций связанных с ними. То, что рождает в душе этот источник: свет, радость и удовольствие. Я ожидала, что портретов Фриды в исполнении Диего Ривера будет больше. Контрастом смотрелись рисунок карандашом и портрет Фриды с фонтанами из головы - это я его так про себя окрестила. Возможно, она столько требовала сил, эмоций, что на выплескивание их в живописи не оставалось желания.
Отдельной строкой фрески, которые он делал. Округлые, мягкие, вызывающие улыбку.
Фрида Кало
По привычке не доверять впечатлениям, полученным не самой, я поехала смотреть.
Смелость, даже некоторая отчаянность рисовать то, что она рисовала, может в итоге подкупить самое жесткое сердце. Попытка снизить накал страстей, кипевших в ней до такой степени, что выплескивались с примитивной открытостью на холсты. Жажда жизни, секса, мужчин.
Рисунки были словно клапан, при помощи которого спускался лишний пар.
Много вы знаете женщин-художниц, рисовавших в те годы истекающие кровью вагины? Это у нее не отнять и тем не менее.
Ну и немного о структуре выставки.
Очевидно, что фаворитом выставки была Фрида Кало. Именно с ее работ и началась экспозиция. Возможно, это оправдано. Ведь ее жизнь, работы насыщены эмоциональными переживаниями, проживанием отношений с Диего Ривера. Зрителя, особенно не сильно информированного, это готовит к восприятию его работ. В том числе к контрасту восприятия их друг друга.
При этом, мы видим, что для Ривера была важна его политическая позиция. Он ездил в Россию. Сделал в США фреску, которую потом трансформировали.
Жаль, что было мало экспонатов из их музея. Мне кажется, это важная часть их жизни. В музее собраны артефакты доиспанского периода, работы других художников, и конечно, коллекция работ самих Диего и Фриды.
Отмечу освещение на выставке. Практически всегда это некая боль, так как ему уделяется, как мне кажется, недостаточное внимание. Да, сложно к каждой работе подобрать правильное освещение. Да, дорого. Потому что работы разные. Часть работ в таких выставках под стеклом, часть работ на холстах покрыта лаком, который может отсвечивать и не давать рассмотреть работу так, как она этого заслуживает. Но на этой выставке у меня таких сильных вопросов к освещению не было.