Найти тему

3.4. Макс Вебер. Протестантские общины.


«О ГОНОРАРЕ НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ».
ОБЩИНОСТЬ ПОМОГАЕТ ПРЕУСПЕВАТЬ.
БУРЖУАЗНЫЙ ДУХ И БАРОНЫ-РАЗБОЙНИКИ.
ЕСЛИ КТО-ТО КОЕ-ГДЕ У НАС ПОРОЙ.

Почему общества, исповедующие протестантскую религию, более успешны в рыночной экономике? В предыдущих блоках мы познакомились с теоретическими выкладками Макса Вебера по этому поводу. Теперь обратимся к его практическому опыту, к наблюдениям, сделанным в поездке по самой капиталистической стране мира – США.

Надо сказать, что северные штаты ещё с XVIII века заселялись в основном протестантскими сектантами. Об этом в своей автобиографии постоянно говорит Бенджамин Франклин, с проповеди которого мы начали эту главу, и к которому ещё вернёмся.

А вот что вспоминает о путешествии по США сам Макс Вебер:

«Автор этих строк проделал довольно длинный путь по тогдашней «Indian territory» в одном купе с коммивояжёром фирмы «Undertakers hardware». Когда автор (случайно) упомянул о всё ещё значительной роли церковности в Америке, то в ответ ему было сказано: «По мне, сударь, каждый может верить или не верить, однако если я имею дело с фермером или купцом, который вообще не принадлежит ни к какой церкви, то я не доверю ему и 50 центов. Что побудит его отдать мне долг, если он ни во что не верит?».
Эта мотивировка ещё не очень определённа. Положение дел несколько уясняется из рассказа врача-отоларинголога, немца по происхождению. Вот что он рассказал о своём первом пациенте, явившемся к нему, когда он поселился в одном большом городе на реке Огайо: пациент, растянувшийся на кушетке по предложению врача, который собирался приступить к исследованию с помощью зеркала, внезапно выпрямился и с достоинством заявил: «Сударь, я состою членом… такой-то Baptist church, находящейся на такой-то улице». Когда врач, недоумевая, какое отношение этот факт имеет к заболеванию его носа и его лечению, осведомился об этом у своего американского коллеги, тот, посмеиваясь, объяснил, что эти слова значат: «О гонораре не беспокойтесь».

стр. 154 «Протестантская этика.»


Обратили внимание?
«Что побудит его отдать мне долг, если он ни во что не верит?»
И
«О гонораре не беспокойтесь!»

Т.е. если потенциальный «партнёр по бизнесу» ни во что не верует, никакой он не партнёр. Никто не рискнёт с ним дела вести. У тебя нет веры – к тебе нет доверия.
А уж если верует, неважно к какой церкви принадлежит – о гонораре можно не беспокоиться, «кидка не будет», счет оплатит обязательно.

«Последующие наблюдения показали, что подобные или сходные явления повторяются в самых различных областях страны. Преуспевали в деловом отношении те (как правило, только те), кто принадлежал к методистской, баптистской или к какой-либо иной секте (или к близким им по типу ассоциациям). Если член секты перебирался в другое место или занимал должность торгового агента, он брал с собой certificate своей общины, что обеспечивало ему не только поддержку членов его секты, но и, что более важно, повсеместный кредит. Если он (не по своей вине) испытывал денежные затруднения, то секта способствовала устройству его дел, предоставляя гарантии кредиторам и помогая ему всевозможными способами, часто даже по библейскому принципу: «mutuum date nihil inde sperantes». Однако решающим шансом карьеры были не упования кредиторов на секту, которая, дорожа своим престижем, предохранит их от ущерба, а то обстоятельство, что каждая оберегающая свою репутацию секта примет в число своих членов лишь того, чье «поведение» позволяет с полной уверенностью квалифицировать его как безупречного в нравственном отношении человека.»

Стр. 156 «Протестантская этика».


Ого! По итогу – морально-деловой климат был таким, что
процветали как правило только те, кого можно было квалифицировать как «БЕЗУПРЕЧНОГО В НРАВСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ человека».
Кроме того, и это очень важно,
ОБЩИННОСТЬ помогала преуспевать протестанту и поддерживала всё общество.
С одной стороны – член общины всегда «на виду» – никуда не спрятаться, не скрыться. О его поступках, и тем более проступках, всегда узнают «браться по вере». С другой стороны – те же братья всегда помогут, подставят плечо, денег дадут, только веди себя достойно.

Хм…. Вот это да. Вот это капитализм!
Что-то мне эта «общинность» снова напоминает.
Или может быть правильнее назвать это сопричастностью. Т.е. это не та общинность, где всё вокруг колхозное, и всё вокруг моё ничьё.

«Исключение из секты за нравственные проступки экономически влекло за собой потерю кредита и социальное деклассирование. Многочисленные наблюдения последующих месяцев подтвердили не только (тогда еще) достаточно серьезное значение церковности как таковой (несмотря на то что она как будто быстро отмирала), но и именно этой ее особенно важной черты. Характер исповедания не играл уже почти никакой роли. Никого не интересовало, был ли данный человек масоном, последователем Christian science, адвентистом, квакером или еще кем-нибудь. Важно было лишь то, что он принят посредством «ballot» после предварительной проверки и этического утверждения под углом зрения тех добродетелей, которые провозглашались обязательными мирской аскезой протестантизма, то есть старой пуританской традицией.»

Стр. 157 «Протестантская этика»


Довольно жёстко.
Если коммерсант «накосячит» в моральном плане – бизнесу конец! Свои тебя близко к себе не подпустят. Иди нищенствовать у католических и православных церквей!

Вот это петля обратной связи! Вот это – рабочая схема!
Так вот оно – действие невидимой руки рынка: СОПРИЧАСТНОСТЬ!
Вот почему забота о собственном благе приводит к благу всеобщему!

Она и в самом деле сейчас таким же образом действует? До сих пор? Уверены?
Я – нет.

См. «Собеседование. Февраль, 2014. (Очерк из жизни)»

Постойте. Что там Вебер пишет об американских баптистах каких-то. О том, какие они там все честные и правильные.
Но ведь в это же самое время в США орудуют знаменитые бароны-разбойники. Дэниел Дрю организовывал панику на бирже. Джон Рокфеллер скупал железные дороги, чтобы конкуренты-нефтедобытчики не имели возможности сбывать свою нефть. Джей Гоулд через свою газету запускал «фейк-ньюс» о конкурентах, чтобы спровоцировать искусственное снижение их акций.

Да, но дух времени, убеждает нас Вебер, задают не они. Разбой всегда был и будет. Тем более, в большом бизнесе.
Вот что сам Вебер пишет об этом:

«В истории любой хозяйственной отрасли, в любой стране нет такой эпохи (разве только при господстве строго феодальных или патримониальных отношений), которой неведомы были бы такие капиталистические деятели, как Пирпонт Морган, Рокфеллер, Джей Гоулд и др., изменились (конечно!) лишь технические средства их предпринимательской деятельности. Они всегда стояли и стоят по «ту сторону добра и зла». Однако, как бы велико ни было их значение в хозяйственной жизни страны и какие бы преобразования в этой области они ни совершили, не они определяют, какой хозяйственный дух господствует в ту или иную эпоху, в той или иной области. И не они, что самое главное, были творцами или носителями специфически западного буржуазного «духа».

стр. 159-160 «Протестантская этика.»

Т.е. дух капитализма, рыночные механизмы сложились и складываются как раз на перечисленных Вебером примерах, а не на образцах, данных баронами-разбойниками.

В принципе, логично. Пожалуй, Вебер и тут прав.
Мошенники, жулики, обманщики-политики, воры-самозванцы были, есть и будут всегда, при любом строе, при любой религии. В любой деятельности – в науке, искусстве, спорте. Даже в любви: бывают ведь мужики – такие сво…

Если их единицы, если «кто-то кое-где у нас порой» – да, кого-то обманут, что-то своруют, даже много своруют, даже очень много, но если происходит это далеко не везде и не всегда, в целом система – работает.
Если же все начнут воровать и обманывать, вся система – рухнет.
Или перестроится и станет совсем другой системой, совершенно по другим законам будет функционировать, приводя к совершенно иному результату.

Может, так и произошло с нашей рыночной системой? А мы всё на старые правила уповаем?
В учебниках читаем: «Рынок всё отрегулирует»! На рекламные плакаты смотрим, умные книжки читаем: «Открой своё дело», «Будь лучшим, клиенты потянутся», «Бизнес малый? Значит – расти!», «Играй вдолгую – клиенты навсегда!». А система-то – другая совсем!

Помните, что Адам Смит в своё время говорил о «самом последнем купце»?

«он должен иметь в виду скорее то, что строго предписывается правилами нравственности, нежели стараться получить такой-то барыш или избежать такого-то убытка.»

Стр. 174 «Нравственные чувства»

Сейчас разве этому в бизнес-школах учат? Ха! :)
Главная социальная миссия управляющего – прибыль для акционеров!!!
Об остальном – забудьте.

Кстати, о купцах.

В самом начале главы мы процитировали «Советы молодому торговцу» Бенджамина Франклина: береги каждый цент, работай, копи, каждую минуту посвяти заработку, потому что Время – Деньги. Помните?

И как же проявлял себя в жизни Франклин, который учил юных коммерсантов неустанно работать, делать деньги, деньги и ещё раз деньги?

Обратимся к тексту самого Франклина.

<<Ранее | Далее>>

Оглавление

#макс вебер #протестантизм #деловая этика #капитализм #рыночная экономика