ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА.
BELLE EPOQUE — ПРЕКРАСНАЯ ЭПОХА!
ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ СТОЛЬ УСПЕШНЫ?
НАСТАВЛЕНИЯ ФРАНКЛИНА.
В ЧЁМ ЖЕ СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА?
Цель этой главы – разобраться, действительно ли «нравственные чувства» влияют на работу рыночного механизма. Верно ли мы поступили соединив в одно целое две совершенно разные работы Адама Смита?
Есть ли у рынка «вторая невидимая рука», которую мы не учитываем?
И если да, то какой именно набор «нравственных чувств» необходим для стабилизации работы рыночного механизма? Какие групповые нормы должны сложиться в обществе, чтобы в итоге получалась «польза для всех»?
Если же нет, то чего ещё в нашем рыночном механизме не хватает, что в него нужно добавить, чтобы нам всем было счастье?
Для этого привлечём в свидетели современника Адама Смита, г-на Бенджамина Франклина и, как и обещал, одного из основоположников социологии – Макса Вебера.
__________________
«Протестантская этика и дух капитализма» – одна из самых значимых работ в социологии.
Макс Вебер опубликовал её в далёком 1905-м году. И с тех пор даже не сотни – тысячи научных работ посвящены обзору, анализу, критике и развитию идей, изложенных в этой книге.
Уже больше ста лет эту работу вдоль и поперёк изучают социологи, психологи, историки, экономисты. Спорят, насколько Вебер тут прав, а тут – не совсем, здесь у него сильный аргумент, а здесь – слабовато. Дискутируют, пишут рефераты, статьи, дипломы, защищают диссертации, подтверждают, дополняют и пытаются опровергнуть.
Раз так – похоже, там всё серьёзно. Поэтому мимо этой работы нам точно нельзя пройти.
Но! Сразу оговоримся.
Для целей нашего исследования нам без разницы, что было первично: протестантские идеи дали толчок развитию капиталистических отношений или, наоборот, зародившиеся капиталистические отношения требовали «оправдания» в виде новых религиозных установок, новых правил и норм поведения. (Ух, по этому поводу, оказывается, столько копий сломано.)
Нас мало интересует, чем отличаются учения Лютера и Кальвина, Кальвина и Мюнцера. Каковы символы веры у католиков и протестантов, протестантов и православных – какая нам в принципе разница. Нам добротные носки нужны!
Не будем сильно вдаваться в теологические споры, выяснять разность доктрин. В этом разбираются-то единицы специалистов.
Большинству христианских прихожан эти нюансы тоже не очень понятны, да и не столь уж важны, не говоря о представителях других конфессий и атеистах.
Для нас имеет значение,
какие были выработаны ценности, и на их основе – поведенческие установки у тех групп населения (сообществ), которые наиболее процветали в рынке, в капиталистических отношениях.
Какие сложились у них социальные правила, групповые нормы: так делай – так не делай; это хорошо – это плохо; это допустимо, это – недопустимо; вот это – совсем нельзя, но если очень хочется, то можно.
И самое для нас главное –
как, каким образом эти нормы воздействовали на рыночный механизм.
Мы же не просто так этим всем интересуемся. Не забыли?
Наш вопрос – что не так с этим рынком? Почему всё становится как-то так «не очень»?
Что должно повлиять на невидимую руку рынка, чтобы она привела нас ко всеобщему счастью?
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864 г.рожд., г.Эрфурт, Пруссия. Немец. Связей, порочащих его, не имел. С 1893 г. женат на Марианне Шнитгер (Вернер).
Преподавал экономику в Гейдельбергском Университете, был центральной фигурой сообщества интеллектуалов Университета. Изучал экономику, социологию, историю, политологию.
1905-й год.
Для нас, в России, эти четыре цифры имеют определённые ассоциации: Улица 1905 года, станция Баррикадная, Русско-Японская война, Порт-Артур, Цусима.
А в Европе в это время – Belle Epoque – Прекрасная Эпоха 1880 – 1913 годов, как потом ностальгически назвали это время. Бурный рост молодого, горячего, переполненного тестостероном капитализма – румяные щёки, бугры мышц. Расцвет науки, культуры и искусств. Все европейские страны уже передрались и перемирились. Гражданская война в США тоже давно закончилась. Нет конфликтов, нет разногласий, мир-дружба-фестиваль! В эту эпоху появляются кинематограф, автопром, авиация, телефон, радио, Эйфелева башня и первые небоскрёбы.
Наблюдая за бурным развитием капитализма во многих отдельно взятых странах этот самый Макс Вебер обратил внимание на следующее:
«Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоёв рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий….
В чём причина этой столь сильной предрасположенности экономически наиболее развитых областей к церковной революции?...»
стр. 4-5 «Протестантская этика..»
Итак, задумавшись, почему в экономически наиболее развитых областях преобладают протестанты, он предположил, что в протестантских этических и, соответственно, поведенческих установках есть нечто, что как раз и резонирует с духом капитализма, со свободным рынком.
Может здесь и спрятан секрет «магической силы рынка»? Давайте его разгадаем.
А может, отыщем нечто другое, или третье, что позволяет всё-таки без этих мистических «нравственных чувств» и не очень понятных групповых норм наладить работу рынка таким образом, чтобы носки не снашивались за два-три месяца, и продукты для дочки не страшно было покупать.
Нам ведь надо разобраться в нашем вопросе.
Открываем книжку, читаем Вебера, следим за ходом его мыслей.
На первой же странице Вебер оговаривает дисклеймер.
«тот факт, что процент протестантов в этих кругах превышает их процентное соотношение к населению в целом, отчасти объясняется историческими причинами», … что «принадлежность к определённому вероисповеданию выступает не как причина экономических явлений, а до известной степени как следствие. …. В XVI веке многие богатейшие области приняли протестантскую веру».
стр. 4-5 «Протестантская этика»
Т.е. Вебер сразу признаёт – непонятно, где курица, где яйцо: что первично, что на что повлияло. Идеи реформаторства подтолкнули развитие капитализма в Европе или развитие капитализма дало запрос на изменения в идеологии?
Как бы то ни было, факт остаётся фактом (Вебер опирается на статистику) – в условиях рыночной экономики протестанты более успешны.
Как так получается, что набожность и аскетичность, которую проповедует реформаторская церковь, по факту приводит к накоплению богатства и процветанию всего общества: развитию промышленности, науки, техники, искусств?
Каким образом этот новый вид духовности столь гармонирует с Духом Капитализма?
В первой главе Вебер сравнивает основные черты католицизма и протестантских течений, пытается нащупать корень религиозных различий, которые могут влиять на развитие рыночных отношений. И сразу становится понятно – что ничего непонятно. Тема сложная. Продолжаем разбираться.
Дух Капитализма – что же это такое?
В качестве ярчайшего примера упомянутого «Духа Капитализма» Вебер приводит полный текст «Наставлений молодому торговцу» от Бенджамина Франклина (современника Адама Смита, кстати).
Этот текст легко найти в интернете набрав в поисковике «Совет молодому торговцу Франклин». Он всего лишь на две странички, не поленитесь.
Если совсем коротко, суть наставлений такая – не теряй времени попусту – делай деньги! Будь всегда предельно честен, пунктуален, аккуратен, справедлив, тогда тебе будут доверять, и с бизнесом, и с крышей кредитом проблем не будет. Плати вовремя по счетам, не делай лишних трат. Деньги – они для дела. Никаких бильярдов и пивных в рабочее время – только работа. И во внерабочее – лучше бы тоже работа.
«Помни, что время — деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен — если он расходует на себя всего только шесть пенсов — учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов».
Б.Франклин «Совет молодому торговцу»
Первая мысль – «Дух Капитализма» – это описанное Франклиным «освящённое» стяжательство.
Время – деньги! Этот лозунг, оказывается, Франклин придумал, который со 100-долларовой купюры на нас смотрит.
Вебер отмечает:
«Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а всё существование человека направлено на приобретательство».
стр. 22 «Протестантская этика»
Т.е. весь смысл существования капиталистического человека – стяжание материальных благ? Даже не их использование, а постоянное накопление?
И всё? Так просто?
Не будем торопиться с выводами. Оказывается, всё гораздо сложнее. И интереснее.
Идём дальше.
<<Ранее | Далее>>
Оглавление
#история экономики #капитализм #макс вебер #протестантизм #этика