Быт 3:9-13: 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. 11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Адам и Ева первые люди, которые ослушались Бога. Они в принципе были первые люди. Первооткрыватели во всём хорошем и не очень.
Когда наши дети совершили какой-то проступок, сразу ли мы их наказываем?
Если они искренне просят прощение и раскаиваются, способно ли это изменить что-то для них?
Зачастую да.
Во многих ситуациях до наказания мы даём детям возможность покаяться и сказать «прости».
Мы даже учим наших детей: «если ты неправ(а), что нужно сделать?»
И наши дети говорят - «попросить прощение, сказать прости, извиниться».
По сравнению с Богом, мы не очень-то добрые существа, но мы знаем как делать добро нашим детям и мы больше склонны прощать и проявлять милость, чем наказывать. Особенно, когда слышим искренние извинения и слово «прости».
В ситуации с Адамом и Евой, на мой взгляд, Бог давал возможность человеку покаяться.
Бог не обрушивает на них наказание сразу.
Он вступает с ними в диалог, приглашает их к искреннему общению и задаёт им вопросы. Как бы ждёт их чистосердечного признания.
Это очень похоже на то, когда мы знаем о проступке ребёнка, но задаём вопросы, чтобы дать ему возможность покаяться. И это условие для того, чтобы проявить к нему милость и простить.
Если же мы видим, что ребёнок начинает упорствовать, упрямиться, хитрить, оправдываться, придумывать отговорки и обманывать – наказание приходит практически всегда наверняка.
Бог ждал искреннего «прости». Тем более это был самый первый проступок людей. Даже мы своим детям говорим - «на первый раз прощаю». Тем более они были обмануты хитростью змея. И Бог это понимал. Он понимал, кто зачинщик и провокатор. И ещё потому, что милость - это сердце Бога.
Он приходит к Адаму и ждёт его искреннего «прости». Он приходит после к Еве и как бы ей говорит: «может хоть ты не будешь оправдываться и попросишь прощение?» Но снова не слышит «прости».
А змею Он уже не задаёт никаких вопросов, потому что не ждёт «прости». Змея Бог без всяких вопросов подвергает проклятию.
Возможно, наказание к людям пришло не потому что они согрешили. А потому что они не покаялись и не попросили прощения. Даже попытки такой с их стороны не было. Вместо этого было упрямство, оправдания, взаимные обвинения и скрытый упрёк в адрес Бога: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне».
Когда человек не обличает себя, он начинает обвинять сначала людей, потом Бога. Никто из них не готов был обличить сам себя. Ни в ком из них не нашлось смирения. Без покаяния и смирения невозможно прощение. Как бы этого Бог не хотел для нас.
Здесь вспоминается другие отрывки о том, что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6; 1Пет.5:5).
Милость и благодать всегда приходят через смирение. Без покаяния нет смирения. Желание оправдываться, не брать ответственность на себя, искать крайних и виноватых кроме себя – это признак гордого сердца.
Как часто мы искренне говорим слово «прости»? Понаблюдайте за собой в течении недели.
Я заметил, что мне стало тяжело говорить «прости». ПРОСТИТЕ меня.
Здесь моё покаяние.
Ещё я заметил, что редко стал слышать это слово даже в христианской среде. Убирая это слово из нашего лексикона, мы ограничиваем Божью милость и прощение в своей жизни.
Покаяние и искреннее «прости» - это наше естественная среда обитания.
Потому что мы каждый день обманываемся хитростью змея и каждый съедаем этот запретный плод.
Что было бы, если бы Адам и Ева покаялись и попросили прощение? Возможно история человечества пошла бы в другом направлении.
Слава Богу, что каждый из нас может выбрать свою историю и направление жизни!