Псалом 72. Тематический. Е.А. Авдеенко говорит о том, что главная тема этого псалма - отношение к фаристействующим. Этот псалом повествует о том, как верующий человек видит (и смущается тем), что ложно благочестивые стали вождями народа и благоденствуют; верующий просит вразумления; он начинает видеть истинное состояние этих людей; сам изменяется – приходит к непрерывному богообщению.
Происходит очевидный переход. Верующий человек такой, который может верить вопреки той очевидности, которую он видит перед собой.
Видит, просит, видит иначе и изменяется сам. Авдеенко поясняет этот псалом Асафа:
- На самой грани падения стал праведник. В чём было его – опаснейшее искушение?
Ибо я возревновал похваляющимся:
Я видел, что нечестивые – в мире. (Пс. 72:3)
«Возревновал» – «позавидовал». А сказано: «не ревнуй делающим беззаконие» (Пс. 37/ 36:1). Тот, кто «завидует – ревнует» нечестивому и беззаконному, переходит на его поле деятельности и этим возбуждает ревность Бога по отношению к себе – как «ненавидящий Бога».
- Далее Асаф изъясняет, что же он видит:
Ибо нет теснений [им] до смерти,
И жирно брюхо их.
«До смерти» – вся жизнь таковых – приволье. Другое понимание: «нет страданий в смерти» – «умирают в полном здравии без страданий». «Брюхо» – «выступающая вперёд» (лидирующая) часть тела (впереди человека идёт живот).
В работе людской нет их,
и [то, что] с человеком, их не касается. (Пс. 72:5)
«Не касается» – не затрагивает их (не уязвляет) то, что бывает с человеком.
Это как бы человеки (адам) – иные, чем остальные люди, так они думают о себе:
Оттого ожерельем их стала гордыня,
Они покрыты одеяньем насилия. (Пс.72:6)
«Гордыня» гаава (Пс. 10:2/9:23), «ожерельем» обернувшаяся вокруг шеи, не даёт возможность склонить голову пред чем бы то ни было: ни обратиться к человеческому страданию, ни поклониться перед Богом. Так возникает образ ложно благочестивого человека: идёт животом вперед и высоко несёт голову…
Слушайте лекцию Е. А. Авдеенко Псалом 72 целиком и узнаете ещё много интересного, заложенного в псалмах.