После того, как все крупные голливудские студии отказались показывать свои фильмы в России, казалось, что наши кинотеатры обречены. Дела у данной отрасли бизнеса и правда идут не очень. Сейчас доходы кинотеатров снизились в 5-6 раз в сравнении с прошлым годом, и это только начало. В залах идут преимущественно российские картины, но даже я, любя отечественный кинематограф, должен признать, что большинство из них очень низкого качества.
За весь март я ни разу не сходил в кино. Хотя до этого посещал кинотеатр, как минимум, раз в неделю. На прошлой неделе я сходил на российский фильм "Подельники" - не худшее, что я видел, однако по-настоящему похвалить эту картину можно лишь за блестящую игру Павла Деревянко. Во всем остальном "Подельники" оказались достаточно посредственной чернухой.
Но все изменилось на этой неделе. В кинотеатрах стартовали сразу 3 российских фильма, по разным причинам вызвавшим у меня интерес. За четверг и пятницу я сходил на них и теперь готов ответить на ваш безмолвный вопрос - что посмотреть в кинотеатрах, оставшихся без "Бэтмена" и "Доктора Стрэнджа"?
"Первый Оскар"
Начну с самой громкой из трех премьер, но при этом и с самой слабой. "Первый Оскар" - очередной фильм о Великой Отечественной, вышедший накануне Дня Победы. Быть может, я бы и вовсе пропустил его, если бы главную роль в картине не сыграл Тихон Жизневский ("Майор Гром", "Топи").
"Первый Оскар" - это история, в основе которой лежат реальные события. Осенью 1941-го года подающие большие надежды студенты-операторы отказались эвакуироваться из Москвы. Вместо этого они отправились на фронт, чтобы запечатлеть на камеру битву за советскую столицу.
Снятый студентами документальный фильм оказался настоящим событием в мире кино. Он был представлен на 15-й церемонии вручения премии "Оскар" и стал одним из ее самых неожиданных лауреатов.
"Первый Оскар" - это фильм, который можно легко разделить на две части. Первая из них, показывающая битву за Москву глазами операторов, понравилась мне меньше, так как я давно устал от бесконечного потока военных фильмов. А вот та часть фильма, которая развернулась в солнечном Лос-Анджелесе и показала закулисье Оскара, получилась неплохо. Жаль, что ей уделили не так много внимания.
"Оторви и выбрось"
"Оторви и выбрось" - новый фильм режиссера Кирилла Соколова, которого успели окрестить русским Квентином Тарантино и Гаем Ричи. На этот раз режиссер рассказал зрителям историю о вышедшей из колонии Оле. Первым делом она хочет забрать свою дочь, которая 4 последних года прожила у бабушки. Однако мать Оли не спешит расставаться с девочкой - она уверена, что малышке будет лучше с ней, а не с родной матерью.
Если бы не уникальный подход Соколова, "Оторви и выбрось" можно было бы назвать новым прочтением "Похороните меня за плинтусом". Но вместо этого мы получили блистательную черную комедию, которая, несмотря на множество смешных шуток, дает возможность искренне переживать за героев.
Главное достоинство "Оторви и выбрось" - актерский состав. Олю сыграла Виктория Короткова. Ее бывшего мужа - Александр Яценко. Образ грозной бабушки, держащей в страхе и внучку, и дочь, достался Анне Махалковой. А лучше всех сыграла дебютантка Софья Кругова. Давненько я не видел в нашем кино настолько талантливых детей.
"Казнь"
"Казнь" - с большим отрывом лучший фильм этой недели, а то и всего года. Молодой режиссер Ладо Кватания, прежде снимавший рэп-клипы, сам написал сценарий для этого пугающего триллера. При просмотре "Казни" очень заметно, как Кватания "горел" этой историей. И результат полностью себя оправдал.
"Казнь" можно сравнить и с 1-м сезоном "Метода", и с "Настоящим детективом", и с лучшими триллерами Дэвида Финчера. И работа Кватании ничуть не теряется в этом списке. У этого фильма есть все, чтобы понравиться любителям триллеров про маньяков - и мощные актерские работы, и действительно пугающие сцены, и совершенно непредсказуемая развязка.
Главный герой фильма - следователь Исса Давыдов. В 80-тые годы он упорно охотился на маньяка, преследующего молодых женщин. Злодей вроде бы был пойман, но в 1991-м году Давыдову сообщили о новой жертве. Ему приходится вернуться к своему расследованию.
В лучших традициях "Настоящего детектива" действие "Казни" развивается в двух временных пластах - в 80-тые и в 1991-м году. И, конечно же, Кватания вдохновлялся сериалом HBO - было бы странно это отрицать. Но при этом "Казнь" - совершенно уникальная история. Каждый раз, когда вы будете думать, что отгадали задумку автора, он обязательно запутает вас снова. И лишь финальный сюжетный поворот расставит все по своим местам.
Подведем итоги. Если вы можете сходить в кинотеатр лишь на один фильм, конечно, выбирайте "Казнь". Если бы такие шедевры выходили у нас хотя бы раз в месяц, то и бог бы с ним, с этим Голливудом. Для семейного просмотра лучше подойдет "Первый Оскар" - единственный фильм из тройки, который хоть как-то можно посмотреть с детьми. А "Оторви и выбрось" заполнит досуг любителей черных комедий.