Говорят, что Зигмунд Фрейд не любил кино. И в кинотеатре бывал всего два раза в жизни: в Риме и в Нью-Йорке (может выбор фильмов был неудачный?). Он считал кино своим «конкурентом».
Кинематограф и психоанализ практически ровесники. Первый был изобретен для бедных, а второй для богатых. И то и другое было призвано влиять на душу, стимулировать ассоциации, будоражить чувства. Фрейду предлагали сниматься в документальном кино, писать сценарии. Но он отверг предложение голливудского продюсера Самюэля Голдвина за 100 тысяч долларов написать сценарий про любовь и отказался от предложения компании UFA снять фильм о психоанализе.
Фрейд считал всех кинозрителей вуайеристами — сексуальными извращенцами, которые могут возбуждаться, только подглядывая за кем-то. А как же театр, опера или кабаре, спросите вы? Но нет, к этим видам искусства у основателя психоанализа претензий не было.
Известный ученый считал, что экран похож на окно, через которое видна чужая интимная жизнь. Экран – это белая простыня родительской постели. Притаившись в темноте зала, вуайерист предвкушает запретное чувство. Истории, образы кино вытаскивают на свет подавленные детские травмы, врожденные фобии. Идеально красивые, успешные герои и кинозвезды, которые их играют, развивают в обычных людях комплекс неполноценности (вот здесь согласен, еще более актуально это для Инстаграма). Кино, в отличие от психоанализа, не лечит, а лишь культивирует наши пороки, усугубляет страхи – считал Зигмунд Фрейд.
А уж когда появилось телевидение (за несколько лет до его смерти), австрийский доктор вообще расстроился. Его последователи называли диван перед ТВ - кушеткой психоаналитика, а телезрителей – слабоумными детьми.
В 50-ых годах, последователи Фрейда заметили, что кино полезно в психоаналитическом обучении, так же как и фрейдовский анализ Шекспира или древнегреческой трагедии. Появилось целое направление - психоаналитическая кинокритика.
Влиятельный французский журнал «Cahiers du Cinema» стал публиковать исследования кинофильмов. Позже подобные статьи стали появляться в британском журнале «Screen» и в американских журналах «Camera Obscura» и «Discoure». Психоанализ не только окончательно примирился с кинематографом, но и стал использовать его как лекарство, для лечения душевных травм.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии!