Найти в Дзене
Страшное HD 🎃

НD-ОБЗОР: Яркие российские ужастики прошлого века

Всем привет. В прокат вышел «Приворот: Черное венчание» - хоррор российского режиссера Святослава Подгаевского. Как и в предыдущих работах, здесь режиссер умело сочетает российские реалии и актуальные жанровые стандарты мирового кино. А мы решили вспомнить самые яркие отечественные ужастики прошлого века – самобытные и пугавшие на совесть. «Вий» (реж. Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967) Снятый в 1967-м году «Вий» исправно наводит ужас на одно поколение за другим. Думается, фильм напугал бы и самого Гоголя. Впечатлительный классик, наверное, забился бы под кресло, увидев, во что превратилась его повесть о бурсаке Хоме Бруте, повстречавшем ведьму. Массовый парад монстров закономерно разворачивается в финале. Но и до этого с саспенсом на экране всё в порядке. Причем эффект обеспечивается минимальными средствами. Сцена, где старуха-ведьма седлает Хому и взмывает в ночное небо, сегодня скорее забавляет, чем вселяет ужас. Куда страшнее самые обыкновенные казаки, которые везут студента
                                                    «Господин оформитель»
«Господин оформитель»

Всем привет. В прокат вышел «Приворот: Черное венчание» - хоррор российского режиссера Святослава Подгаевского. Как и в предыдущих работах, здесь режиссер умело сочетает российские реалии и актуальные жанровые стандарты мирового кино. А мы решили вспомнить самые яркие отечественные ужастики прошлого века – самобытные и пугавшие на совесть.

«Вий»

(реж. Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967)

                                                              «Вий»
«Вий»

Снятый в 1967-м году «Вий» исправно наводит ужас на одно поколение за другим. Думается, фильм напугал бы и самого Гоголя. Впечатлительный классик, наверное, забился бы под кресло, увидев, во что превратилась его повесть о бурсаке Хоме Бруте, повстречавшем ведьму.

Массовый парад монстров закономерно разворачивается в финале. Но и до этого с саспенсом на экране всё в порядке. Причем эффект обеспечивается минимальными средствами. Сцена, где старуха-ведьма седлает Хому и взмывает в ночное небо, сегодня скорее забавляет, чем вселяет ужас. Куда страшнее самые обыкновенные казаки, которые везут студента в проклятую станицу. С виду добродушные и свойские, они по-своему сочувствуют обреченному бедолаге. Но никуда его, конечно, не отпускают, как он ни просится. Всё понимают, но доставят к Панночке.

Для Константина Ершова и Георгия Кропачёва «Вий» стал режиссерским дебютом. Молодые и дерзкие соавторы, как бывает в таких случаях, отожгли по полной. Настолько, что руководство посчитало отснятый материал чересчур реалистичным и призвало на помощь маститого советского киносказочника Александра Птушко, чтобы он проредил цветник. Вырезанные сцены канули в небытие – а как круто было бы их увидеть в коллекционных изданиях «Вия», которые периодически выходят на Западе.

«Дикая охота короля Стаха»

(реж. Валерий Рубинчик, 1979)

                                               «Дикая охота короля Стаха»
«Дикая охота короля Стаха»

«Дикая охота короля Стаха» 1979-го года напоминает нам, что в СССР секс был. Ну, эротика то-точно. В этом позволяет убедиться одна из первых сцен «Дикой охоты» - целомудренная, но при этом смелая не только по советским, но и по нынешним временам.

Впрочем, обнаженная хозяйка старинного замка, усыпанная перьями для некого обряда – не самое странное, с чем придется столкнуться главному герою, колесящему по провинции в поисках мифов и легенд. В замок он, что называется, удачно зашел. Внутри обитают призраки Маленького Человека и Голубой Женщины. Снаружи на местных охотится король Стах - даром, что уже несколько сотен лет, как мертвый. Но герой-этнограф в чертовщину не верит и правильно делает.

«Дикая охота» - пусть и готический, но все-таки детектив. Здешнее Зло состоит из плоти, крови и авантюр с жилплощадью. Но оно до последнего очень талантливо маскируется под мистику. Атмосферой, да и сюжетом, кино может слегка напомнить советскую экранизацию «Собаки Баскервилей». Только тут всё по-настоящему жутко и без шуточек. Создатель картины Валерий Рубинчик вспоминал, что, когда писал в лесу на даче сценарий, натурально трясся от ужаса.

«Прикосновение»

(реж. Альберт С. Мкртчян, 1992)

                                                      «Прикосновение»
«Прикосновение»

Кто в армии служил, тот в цирке не смеется. Кому в начале 1990-х довелось увидеть фильм «Прикосновение», не страшно, не горячо и не холодно от просмотра большинства современных ужастиков.

Как и этнограф из «Дикой охоты короля Стаха», главный герой, талантливый следователь Андрей, не верит ни в какую чертовщину. В самоубийстве молодой женщины, перед смертью задушившей сына, он подозревает обычную бытовуху. Да что городят свидетели? Девушку склонил к суициду покойный отец, который приходит к ней в гости с того света? Бред. Но пара-тройка трупов и крутых сюжетных поворотов, и вот Андрей уже разговаривает с фотографией на могильном памятнике – а та ему отвечает.

Сегодня студенты ВГИКа на примере «Прикосновения» изучают, как качественно пугать зрителя минимальными средствами. Например, не стоит особо гнаться за разнообразием скримеров. Если найден по-настоящему удачный бу-момент, валяйте, используйте его на полную катушку. В стратегически важных местах сама собой хлопает форточка – и всякий раз жуть берет. Увидев «Прикосновение», вы не забудете его никогда. А кодовая фраза «Жизнь прекрасна и удивительна» не будет звучать для вас по-прежнему.

«Господин оформитель»

(реж. Олег Тепцов, 1988)

                                     «Господин оформитель»
«Господин оформитель»

Конец 80-х годов прошлого века был феерической эпохой – сегодня многое кажется невероятным. «Господин оформитель» Олега Тепцова – яркий тому пример. Увидев дипломный набросок истории про маниакальную страсть художника к загадочной даме – то ли девушке, то ли привидению – Госкино сразу предложило новичку сделать из этого полноценный фильм.

Получилось для своего времени богато, красиво, жутко и очень по-питерски. А где, как не в северной столице, снимать декадентский триллер о мистических терзаниях русской богемы накануне Первой мировой войны? Одержимый художник мечется по безупречно подобранным локациям. Дворы-колодцы, парадные, мосты и особняки как будто специально созданы, чтобы свести с ума. Остается запустить туда ожившую куклу, добавить гениальную музыку Сергея Курехина, и каюк нервам.

Вымороченный и яркий «Господин оформитель» открыл дорогу в кино актеру Виктору Авилову и мгновенно стал культовым. Постановщик Олег Тепцов снимет еще одну мистическую ленту «Посвященный» - очень хорошую, но не замеченную – а потом уйдет из режиссуры.

«Упырь»

(реж. Сергей Винокуров, 1997)

                                                               «Упырь»
«Упырь»

В 1996-м на экраны вышел «От заката до рассвета», а в 1998-м – «Блэйд». Аккурат между ними расположился «Упырь» Сергея Винокурова – ужастик про охотника на вампиров и наш ответ Голливуду.

Нельзя сказать, что картина взорвала полумертвый на тот момент отечественный прокат. Да и говорить о ее чрезмерных художественных достоинствах не приходится. Но сама задумка сценаристов совместить два жанра и стравить на экране криминальную братву и вампиров была блестящей и реализована со вкусом. Это как если на «Улицы разбитых фонарей» выпустить зомби или сделать Дукалиса оборотнем.

Кино снято за копейки на коленке и обходится без спецэффектов. Герой Алексея Серебрякова мочит упырей по старинке осиновым колом. Но при этом он в совершенстве владеет модными восточными единоборствами и в два счета укладывает противников, не выпуская папироску изо рта. Фильм – чистый трэш. Но смотреть его не скучно и познавательно: все-таки 90-е были лихими и в хорошем смысле. Спустя несколько лет в прокат выйдет «Ночной дозор», и российские страшилки станут более глянцевыми. Но и менее самобытными, к сожалению.

С любовью, Настоящее Страшное HD.