Найти тему
Киновед в штатском

"Икс": Постслэшер о потерянной красоте

Давно не писал о хоррорах - как-то поводов особенных не было, сама система смотрения резко изменилась, да и в комментариях тут получил замечание за то, что слишком смакую ужасы, насилие и кровавый натурализм. Решил сделать небольшой перерыв, но эмоции от хорошего кино мне удержать сложно, поэтому не выдерживаю и рассказываю вам о своем видении смысла нового фильма ужасов "Икс" режиссера Тая Уэста. Вообще, очень ценю картины этого автора - особенно "Таинство" и первое "З/Л/О" - поэтому очень хотел посмотреть "Икс" в кинотеатре. Не случилось, что же... Зато теперь можно посмаковать его со всех ракурсов, и я выбираю погружение в тему утраты молодости и привлекательности. Она подана в фильме красиво и неожиданно.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Итак, начнем с того, что "Икс" - дань уважения картинам 1970-х. Причем не только хоррорам, которые в эту эпоху обрели новое рождение, но и картинам для взрослых, каковые неожиданно стали важной частью западной культуры, из маргинального порока преобразовавшись в подобие настоящего кино, пусть и чрезмерно откровенного. Плотская сторона отношений всегда была неотъемлемой частью фильмов ужасов, но именно в этой картине связь секса и смерти становится особенно явной и пугающей. Однако все совсем не так просто, как любят показывать в подростковых слэшерах - "Икс" имеет весьма трагичный скрытый слой. За ужасами скрывается разрушительная история любви, погружающейся в потерю самосознания, что является метафорой старения и смерти.

-3

Герои ленты - любительская съемочная группа - отправляются в американскую глубинку, чтобы снять откровенное кино на фоне деревенской пасторали. В качестве декораций они выбирают дом, сдаваемой супружеской парой весьма преклонных лет. Казалось бы, старички ничем не смогут помешать нескольким мужчинам и женщинам, планирующим предаться страсти на природе и внутри особняка, но хозяева неожиданно узнают, что за кино снимается на их земле, и, буквально, берут в руки вилы. С этого момента фильм становится классическим слэшером, но природа зла здесь остается интересной и, как минимум, нестандартной.

-4

Дело в том, что каноны хоррора, особенно того, который обрел новое рождение в 1970-х, превратили любые проявления сексуальности в атрибут жертвы. Законы жанра сформировались таким образом, что смерть стала неизменным наказанием за прелюбодеянием, а "финальной девушкой" обязана была остаться робкая, консервативная, непорочная героиня, которая смущается, даже расстегивая верхнюю пуговку блузки в жару. "Икс" переворачивает устои. Здесь главная героиня не просто раскрепощена - она осознанно зарабатывает телом в съемках специфических фильмов. Максин - антитеза всем чопорным, моралистским концептам, таран разбивающий религиозный и моральный авторитеты.

-5

Но и антагонист в фильме непрост - Перл, несмотря на свой почтенный возраст и давно утраченную красоту, тоже жаждет любви, ласки и проявлений плотской страсти. Узнав о том, что именно последним занимаются нежданные гости ее дома, женщина теряет остатки контроля, подбивает супруга на жестокое возмездие тем, кто, по ее мнению, получает от жизни больше, чем следует, и убивает почти всю команду. В финале Максин остается один на один с Перл и, как говорится, вы не поверите, что было дальше...

-6

Здесь важно понимать, что и Максин, и Перл в фильме сыграны одной и той же актрисой - Мией Гот - и это придает ленте дополнительную грань осознания. В двух женских персонажах соединяется женское начало и конец - соединяется или противопоставляется, как захотите. Уэст не делает открытия, когда говорит своим фильмом: "Все стареют, все теряют красоту, все умирают", но он вставляет в этот ряд и еще один важный аспект - вместе с утратой былой красоты женщины лишаются и возможности реализовать свои потребности в физической близости с мужчиной.

-7

В картине Перл удается разжечь костер страсти супруга только через череду убийств - прежде осторожный из-за своего слабого сердца Говард наконец отвечает жене взаимностью. И хотя в предыдущих сценах на экране литрами лилась бутафорская кровь, близость стариков обставлена очень меланхолично. Режиссер словно говорит зрителям: "Вот! Женщине нужно совсем немного!" Перл хотела на мгновение почувствовать себя молодой, красивой, желанной. Она это получила, пусть и ценой нескольких жизней.

-8

Еще одна важная для понимания скрытых смыслов ленты деталь - финальная телевизионная проповедь. Это не очень заметно, но слова пастора о пороках, разврате и искушениях звучат на протяжении всего фильма. В финале мы выясняем, что обличение грехов на экране неслучайно - Максин оказывается дочерью христианского проповедника, зацикленного на консервативном представлении о жизни. Очевидно, девушка выбралась из-под давления отца и вне дома пустилась во все тяжкие. При этом мы видим, что олицетворяющая порок Максин молода и красива, а пастор и хозяева дома - засохшие ханжи, жалеющие об упущенных возможностях юности.

-9

Не сказать, что Тай Уэст снял нечто невероятное и доселе никому не приходившее в голову - конечно, жанровые границы хорроров давно подверглись корректировке, а экспериментов в постмодерне мы в последние годы видели достаточно. И все же, отмечу "Икс" - кино получилось зрелищным, взрослым во всех смыслах, в меру жестоким и не в меру красивым, а главное, нескучным. Поэтому смело рекомендуйте его знакомым, пусть тоже сперва покраснеют от откровенных сцен, а затем повздрагивают от шок-контента.

-10

На этом про порочную красоту пока все - вернемся к "Икс", когда и если Уэст соберется снять анонсированный приквел "Перл". Это может быть любопытно. А пока переключимся на другие вопросы - благо впереди последняя неделя перед большими праздниками, нужно многое успеть. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском, читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, и...

-11

Увидимся в кино!

#кино #хоррор #икс #слэшер #1970-е