- Вы понимаете, я лично, сам занимался воспитанием ребенка, я сам его кормил, переодевал, я не расставался с ним никогда.
- А мама чем занималась?
- Мама? Ребенок ей вообще не нужен. Мама не привыкла к нему, ей все равно есть он или нет.
- Мама выпивает, гуляет, не работает?
- Она нормальная в этом плане. Не гуляет, не выпивает. Работает. Мы так решили, что я сижу с сыном, а она работает. Сейчас мы вместе не живем, ребенок живет два дня с ней, два дня со мной. Прописан у меня. Три месяца я не брал ребенка, так как у меня были свои дела. Хотел взять, а она не дает. Это мой сын, понимаете.
- Мама хочет заключить соглашение о порядке общения с ребенком, заверить его у нотариуса, и тогда готова Вам давать сына.
- То есть, мама ставит мне условия, то есть это как бы шантаж с ее стороны получается. Я не согласен, либо без всяких условий она дает мне сына, либо, условия поставлю я. Я заберу сына к себе, пусть дальше сама определяет порядок общения с ним, я буду решать, когда давать ей ребенка, а когда нет.
Место жительства ребенка не определено. Как сказал отец, сын прописан у него, и на протяжении года, когда стороны не жили вместе, сын проживал по два дня с мамой, по два дня с отцом. Компрометирующих отца или мать обстоятельств, нет. Не судимы, работают. До трехмесячной пропажи отца, не было вопросов о порядке общения с сыном. Всех все устраивало. За три месяца пока не было отца, шестилетний сын очень переживал, ему казалось, что папа его бросил, что он чем-то папу обидел, что папа больше не хочет с ним общаться. Папа в это время на звонки бывшей супруги не отвечал, сыну сам не звонил. Сложилась неопределенная ситуация, которая травмирует прежде всего ребенка.
Выходом из нее служит определение места жительства ребенка, определение порядка общения с ним.
Место жительства ребенка определяется по соглашению родителей.
Если родители такого согласия не достигли, то судом.
Суд должен выяснить вопрос, проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам ребенка.
Что суд принимает во-внимание:
1. Обстоятельства, которые характеризуют личные качества каждого из родителей (справки об отсутствии (наличии) судимости, постановления о привлечении к административной ответственности, сведения о наличии (отсутствии) информации о постановке на учет в нарко и психдиспансерах, информация от судебных приставов о наличии долга по алиментам, о наличии иных долговых обязательств, характеристики с места работы, по месту жительства, справки о состоянии здоровья (инвалидности) и т.п.);
2. материальное положение сторон (справка 2-НДФЛ, налоговые декларации, выписки из ЕГРН, подтверждающие наличие недвижимого имущества, и т.п.);
3.возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (график работы родителя, документы, подтверждающие, что родитель принимает активное участие в жизни ребенка (грамоты, благодарственные письма, информация из детского сада, школы, кружков, секций));
4. акт обследования органов опеки и попечительства условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка. В акте отражается наличие у ребенка своего спального места, игрушек, письменного стола и т.п..
Согласно ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства обязан провести не только обследование условий жизни ребенка, но и обследование лица, претендующего на воспитание ребенка. Органы опеки чаще всего упускают обследование лица, претендующего на воспитание ребенка. Однако, они должны провести беседу с лицом, претендующим на воспитание, ее результаты отразить в акте.
Органы опеки участвуют в суде в качестве компетентного органа, полномочного давать заключения по существу спора.
5.результаты психолого-психиатрической экспертизы
Согласно ст. 79 ГПК РФ при возникновении вопросов, требующих специальных познаний в областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
В рассматриваемой ситуации, когда мать и отец уделяют ребенку одинаковое количество времени, с учетом того, что ребенка воспитывал с раннего детства отец, будет назначена экспертиза. Обычно назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для изучения отношений ребенка с каждым из родителей, выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, определения наличия (отсутствия) психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей.
6.мнение ребенка, достигшего десяти лет. Мнение ребенка, не достигшего десяти лет также должно быть учтено судом. Суды часто отказывают в удовлетворении ходатайства о допросе несовершеннолетнего, не достигшего 10 лет. С точки зрения закона препятствий к такому допросу нет, препятствием является возможная психологическая травма, которая может быть нанесена ребенку в связи с участием в судебном заседании. Если ребенок достиг хотя бы шестилетнего возраста, его можно допросить в суде с участием педагога из ДОУ, которое посещает ребенок. Здесь уже решать родителям, нужно ли брать ребенка в судебное заседание. В любом случае суд обязан отразить в решении почему он принимает (не принимает) мнение ребенка даже не достигшего десятилетнего возраста.
Итак, если у родителей все примерно одинаково, как я описала вначале, то суд учитывает результаты комплексной психолого-психиатрической экспертизы, выводы которой позволят определить с кем лучше проживать ребенку с учетом индивидуально-психологических особенностей всех членов семьи, мотивов поведения, особенностей личных отношений родителей к друг другу и ребенку.
Довод отца о том, что он сам вскормил и воспитал ребенка не означает, что ребенку будет лучше проживать с ним.
Оптимальным решением в данном случае будет являться определение порядка общения с ребенком. А что лучше в нем отразить, я расскажу в другой статье.
Да, очень важно, что можно определить место жительства ребенка на период рассмотрения спора, до вступления решения в законную силу. То есть, пока спор идет (иногда более года) ребенок может проживать с одним из родителей на основании судебного постановления. Такое право дает п. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации.