Найти в Дзене
Кинология и Я

Кинология. Процессы нервной системы, как же учаться питомцы?)

И снова здравствуйте!)

Перед началом успешной дрессировки, выборе щенка или освоении профессии необходимо знать АЗЫ дрессировки. Считаю важным сообщить, что интеллектуальные(когнитивные) способности собаки на дрессировку не влияют. Они могут ее упростить , помочь как дополнение одного из методов. Дрессировка это последовательное, регулярное, сложное, научно обоснованное воздействие на собаку, с целью выработки у нее определенных навыков необходимых для работы.

Чтобы понять насколько это сложный процесс, нам нужно разобрать его по частям. Как я упомянул выше, на интеллектуальные (когнитивные) способности животного мы не надеемся. Мы работаем с центральной нервной системой , мы заставляем ее подстроиться под наши нужды, требования и условия, вызывая конкретную ответную реакцию на раздражитель.

В центральной нервной системе всеми процессами управляют два нервных процесса : возбуждение и торможение.

Возбуждение – активный нервный процесс, лежащий в основе реакции организма и раздражителей (сокращение мышц, выделение желудочного сока)

Торможение – активный нервный процесс, который прекращает существенную деятельность или же препятствует ее возникновению.

Если с возбуждением все понятно, это естественные реакции, моторика , позывы к действию, этими процессами управляет организм животного автономно, так как это процессы естественные (движение, лай, выделение желудочного сока и тд.), то торможение создаем именно мы. Мы прерываем естественные процессы и подстраиваем условия под их дальнейшие действия , для реализации необходимого нам поведения. Например усаживаем собаку механически ( то есть нажатием на круп) , когда она стоит. Ее естественное желание стоять ,мы прекращаем и заменяем необходимым нам поведением, создавая торможение.

Торможение бывает условное и безусловное.

Условное торможение бывает нескольких видов:

-Угасательное. Оно развивается при не подкреплении условного раздражителя безусловным. Собака при не подкреплении верно выполненных ею команд начинает со временем забывать их и ответная реакция на наши команды будет либо некорректная , либо заторможенная, либо не будет выполняться вовсе.

-Запаздывающее. Оно развивается в центральной нервной системе при отставлении подкрепления во времени от начала действия условного раздражителя. Это отложенное поощрение, например собака выполняет поиск предмета по команде и подкрепление получит только по выполнении команды , это так же корректное действие и выполняется в зависимости от желаемого результата.

- Условный тормоз. Вырабатывается на условный раздражитель, способен затормаживать действия до условного раздражителя. Например запрещающая команда, которая прекращает выполнение действия.

- Дифференцированое. Торможение проявляется при постоянном подкреплении одного условного раздражителя и не подкреплении других сложных с ним. Например выработка вещи, когда подкрепляем действие на конкретный запах, хотя запахов в ряде выработки несколько. Это торможение используется в работе служебных собак по профилям.

Второй вид торможения – безусловное:

-Запредельное (еще его называют охранительное) – развивается при действии сверхсильных или обычных, но длительно действующих раздражителей. Например выстрел, яркая вспышка света. Это торможение полностью останавливает все процессы нервной деятельности животного, может вызвать стресс и невроз. Например многие собаки боятся фейерверков.

-Гаснущее (ориентировочное). Оно возникает на основе новых необычных раздражителей из внешней среды. Это нормальный процесс , например когда собака начинает ознакомляться и привыкать к новой обстановке.

- Не гаснущее(постоянное). Возникает на болевые или другие внутренние раздражители.

- Сонные. Потребность собаки в отдыхе.

Условное торможение образуется при жизни и вырабатывается при дрессировке в виде тормозных рефлексов.

Спасибо, за интерес проявленный к статье)