Официальная блокировка одной из самых популярных социальных сетей Instagram* (ранее на нее приходилось 15-20% всего потребления социальных сетей) в России произошла 14 марта 2022 года.
Данная социальная сеть принадлежит компании Meta*, которая была признана экстремистской и запрещена на территории РФ. Пользователи больше не смогут подключать таргетированную рекламу в Instagram*, то есть бренды и крупные блогеры лишились главного инструмента для привлечения новой аудитории и продажи своих продуктов.
Аудитория начала частично распределяться на другие интернет-ресурсы (в том числе по идеологическим причинам). Самой быстрорастущей платформой был признан Telegram, ведь он представляет собой концентрацию каналов с самыми свежими новостями. Массовый приток аудитории произошел еще до блокировки Instagram* 14 марта, далее интерес новых пользователей лишь сохранялся, но не увеличивался.
Прежние охваты на аккаунтах в Instagram* удерживать уже не удается, ведь количество пользователей сокращается в связи с блокировкой ресурса. В среднем охваты снизились на 20-40% (по данным LiveDune).
На данный момент социальной сетью номер один по суточным охватам является ВКонтакте (по последним исследованиям Media Scope). С одной стороны – нам хочется сохранить контакт с существующей аудиторией в Instagram* и окупить все предыдущие вложения в рекламу, с другой – нужно продолжать продвигаться и привлекать новых потенциальных покупателей. Не закрывая старую дверь, многие бренды уже открывают для себя рекламный кабинет ВКонтакте. Хоть и у некоторых пользователей эта социальная сеть ассоциируется с прошлым, психологический барьер придется перешагнуть, если желание оставаться на плаву важнее стереотипов.
*Социальная сеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ
Пользователи не перестанут общаться в виртуальном формате и потреблять информацию – это потребность каждого современного человека. Блокировка очередной социальной сети приведет к перетеканию аудитории на другую платформу. Пользователи будут искать способ реализовать свою потребность. Поэтому среди создателей контента сейчас формируется тенденция на быструю адаптацию в настоящем моменте. На пике популярности находятся два ресурса - Telegram и ВКонтакте. Необходимо понять, какой из вариантов вам больше подходит по функционалу и формату для продвижения. И заявить о себе пользователям, которые все чаще заходят в социальные сети, пусть даже из-за любопытства к новостям!
Telegram
Чего ждут пользователи от личных каналов? Реакций и мнений от авторов. Здесь будет неуместен лайфстайл-контент с фотографиями завтраков или видео-кружочками без объяснения контекста. Смахнуть канал в архив или даже отписаться от него в Telegram можно в один клик, поэтому не стоит хаотично спамить публикациями. Придерживайтесь выбранной темы. При оформлении публикации разделяйте полотно текста абзацами и выделяйте заголовок. Вводите рубрики с использованием хэштегов. Используйте функцию трансляции, не забывая анонсировать время эфира заранее. Будьте полезны для своих подписчиков, оказывайте им поддержку и делитесь актуальными советами из личной практики, если ведете экспертный канал.
Зачем бизнесу или бренду идти в Telegram? Пользователям непременно хочется узнать, как «текущие обстоятельства» повлияют на их привычную жизнь. Например, я слежу за публикациями на Telegram-канале своего банка, потому что мне интересно, как меняется ставка по моему вкладу и условия обслуживания. Мне не нужно следить за кондитерской в Telegram, ведь кроме ожидаемых изменений цен на тортики я ничего нового не узнаю. Какой канал кондитерской я бы читала? Если бы его вел владелец заведения, рассказывая о выживании бизнеса в текущем кризисе. Брендам необходимо задуматься над позиционированием и подачей материалов.
ВКонтакте
Предоставляет множество инструментов для презентации коммерческих и личных брендов, поэтому для продвижения я рекомендую данную социальную сеть. Меня привлекает визуальная составляющая сообществ ВКонтакте. Возможность систематизировать контент по разделам. В ленту публиковать посты классического формата, в историях – развлекательный видео-контент, в котором сейчас особенно заинтересована аудитория, оформить меню, виджеты и магазин для продажи продуктов и услуг. Сам интерфейс сообщества ВКонтакте будет служить вам подсказкой, как «упаковаться».
Реклама Telegram и ВКонтакте
Нанять специалиста по рекламе (таргетолога) – это самый главный совет, который я могу вам дать, если вы не хотите сливать рекламный бюджет впустую. И высококлассного копирайтера, чтобы удерживать интерес подписчиков и продавать продукты/услуги с помощью текста.
Не участвовать «в гивах», потому что в дальнейшей перспективе они приведут к размытию вашей целевой аудитории среди подписчиков. По этой причине многие Telegram каналы уже перестали делать взаимную рекламу.
Продвигаться в Telegram намного тяжелее и дороже, чем во ВКонтакте. Настроек для таргетирования не так много. Закупка рекламы целесообразна только на каналах подобной тематики. Из-за повышенного притока аудитории, цены на закупку рекламы на каналах возросли и особо не регулируются. Естественный прирост аудитории – низкий, потому что Telegram не рекомендует пользователям публикации каналов. Через рекламу в других социальных сетях переводить подписчиков в Telegram стоит от 100 до 1000 руб. за человека. Как только новостные каналы перестанут освещать «всеми известную тему» - охваты публикаций снизятся, потому что пользователи станут реже заходить.
Аудитория пойдет за любимыми блогерами во ВКонтакте, так что лучше вам оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы закупиться рекламой у лидеров мнений. ВКонтакте предоставляет возможность расширенных настроек для таргетированной рекламы. Дополнительно можно закупать рекламу у сообществ с релевантной аудиторией. Приятным бонусом является сервис VK Donut, с помощью которого пользователи могут оформить платную подписку на ваше сообщество. Внимание пользователей цепляют истории от сообществ – не забывайте пользоваться этим креативным инструментом для продвижения. Остальные способы продвижения во ВКонтакте необходимо выбирать, исходя из целей и задач вашего проекта.
Продолжайте взаимодействовать с уже существующей аудиторией в социальной сети, «которую нельзя называть». Перегоняйте аудиторию
в Telegram, только если сумеете вести канал по канонам этого ресурса, стараясь не разориться на рекламе. Начинайте прокачивать ВКонтакте, организуя кросспостинг контента на менее популярные ресурсы вроде Одноклассников и Дзена. Потенциальные подписчики сейчас разбросаны по всему интернету – дайте им тот контент, по которому они изголодались, а еще время привыкнуть к непривычным интерфейсам.
И пусть удача всегда будет с вами!