Замечаю, что молодые ребята часто не умеют общаться. Культура общения — это важно. Что она включает? Уважение к собеседнику.
Мне что-то нужно от человека, я хочу его о чём-то спросить или попросить помощи. Моя задача — сделать так, чтобы ответить мне или помочь было как можно легче и приятнее. Потому что, во-первых, мне хочется, чтобы мне помогли, во-вторых, потому что я не хочу создавать дополнительных ненужных сложностей человеку. Эти два пункта, очевидно, связаны. Чем легче мне помочь, тем выше вероятность успеха.
Тормознуть на улице бегущего куда-то человека и неторопливым тоном начать грузить: «Извини, что отвлекаю, но тут такое дело, вопрос очень важный, прошу понять, тут просто дело в том, что мне написала тетя Маша и попросила привезти варенье, она просто очень любит варенье, ну вы знаете про варенье, да? Такая сладкая вкусная штука. Ну вот, и она в общем варенье попросила привезти, клубничное. Она любит. Клубника, говорит, ваще полезная, хорошая, мы, кстати, на даче выращиваем. У нас дача тут в соседнем регионе, там прям хорошо. Птички летом поют, клубничка опять же. Ну вот. И тетя Маша, она на улице Ленина живёт вроде, хотя я чёт и не уверен. Подскажите, пожалуйста, вы тетю Машу не знаете? Нет? Ну плоооохо! Ну а хотя бы где тут улица Ленина?»
Такой монолог вывалить прохожему — это ненормально. Почему?
- Тонна лишней информации. Зачем человеку знать ее? Это упрощает или усложняет ему жизнь, увеличивает или уменьшает желание помочь?
- Долго. Вопрошающий не ценит время собеседника, проявляя тем самым к нему неуважение.
- Как сделать помощь вам легкой? Посмотреть самому на карте, где улица Ленина, и спросить стоящего на светофоре человека, не бегущего сейчас, короткий вопрос: «Подскажите, а улица Ленина это вот за тем домом, да?»
Голосовые сообщения
Отправить голосовуху с вопросом незнакомому человеку — это из той же серии. Слушать 2 минуты охи-вздохи-чавки или прочесть 3 строки четкого вопроса текстом — что увеличит шанс, что вам ответят?
Голосовуха вообще это хоть как-то может быть оправдано в единственном варианте, когда руководитель что-то просит сделать своего сотрудника и пишет голосовуху. Потому что время руководителя дороже времени сотрудника. Возможно для родных или старых друзей это допустимо.
А когда вы пишете незнакомому человеку вопрос/просьбу голосовухой, то, получается, что вы свое время цените сильнее, чем время того, кого просите о помощи. Когда мне такое приходит, я не ленюсь кидать в ЧС сразу. Умного это чему-то научит, глупый пусть обижается.
«+»
Или вот, пишет человек с вопросом. Было время почитать, пока ждал заказ в кафе. Ответил ему уточняющим вопросом, он мне в ответ прислал, цитата, «+». Плюсик. То есть я нашел время прочесть его 5 абзацев текста, задать 2 уточняющих вопроса, а вопрошающий не нашел времени, чтобы хотя бы написать «да» вместо «+»?
Сразу к делу
Отвратительнейшее начало диалога с незнакомым человеком: «Привет, можно спросить?». Просто потеря времени, см. ссылку выше. Надо писать сразу по делу. «Привет, слушай, а как правильно сделать ____? Прочел много статей уже, но что-то никак не могу разобраться. Буду благодарен, если кинешь ссылкой.»
И без лишней информации. Только то, что относится напрямую к вопросу, кратко и по сути.
Сначала сам
Или пишут, условно — а у меня машина не едет. Ты задаешь тысячу уточняющих вопросов типа есть ли бензин (да вроде есть), не украли ли колеса (да ну не должны были) и тп, и через пол часа выясняется, что у человека и машины-то нет, потому и не едет. Не надо так. Надо сначала провести какую-то умственную работу самому, прежде чем других грузить своими проблемами.
Есть вопрос? А в гугл ходил за решением, точно ходил? А сколько времени за поиском и чтением ссылок в гугле провел, 30 сек или 5 часов?
Очевидно, что сначала надо проработать свой вопрос самому, и только потом обратиться за помощью к кому-то, кто абсолютно негарантированно, но возможно таки поможет. Если общаться умеете и спрашивать.
Несмотря на то, что айтишники во многом представляются обывателям существами молчаливыми, замкнутыми и странными, стоит понимать, что человеки — животные социальные, и многие вопросы решаются во взаимодействии с другими людьми гораздо быстрее, проще и приятнее. Писать код это хорошо, но уметь общаться — просто необходимо. Основа эффективной коммуникации, и рабочей, и семейной, и дружеской, основа, без которой не будет остального — простое банальное уважение к собеседнику. Всё.