Как всегда неожиданно учебный год почти закончен. Первый полноценный год изучения старшей дочерью английского языка, в прошлом году занятий как таковых не было, было ооочень поверхностное ознакомление с английским и по-русски-то особо не говорящего ребенка. Этот год - совсем другой дело: родной язык подтянули и занялись иностранным вплотную.
Итак, дано:
- пятилетка
- ее мама, которая за 20 лет преподавания иностранного языка точно знает, что выучить английский в школе по современным методикам - тот еще квест
- желание в школе изучать немецкий (там, прямо скажем, порядка побольше в преподавании), не потеряв при этом английский
К нынешним новым методикам, как и к новым пособиям я, как уже говорила, никакого доверия не имею. К чему я доверие имею, я уже тоже много раз здесь упоминала: - обучение иностранным языкам в дворянских семьях до революции (метод погружения - говорящие на иностранных языках родители и специально нанятые гувернеры), советская методика преподавания в спецшколах (подготовка будущих переводчиков, международников, дипломатов без 154 репетиторов на душу обучающегося), скандинавская модель (погружение в языковую среду через просмотр мультфильмов, фильмов, игр - не дублируют в Скандинавии фильмы, так уж повелось). И все это методическое разнообразие предстояло впихнуть в одного не самого одаренного лингвистически ребенка. И ведь впихнули...
Давайте теперь поподробнее о том, что именно и как впихивали и какая из методик дала наилучший результат. Ибо результат, несомненно, есть. И, пожалуй, даже более убедительный, чем я рассчитывала...
- работа в формате Activities - рисуют, лепят, готовят вкусняшки с преподавателем, используя только английский язык - 2 часа в неделю (привет гувернерам)
- занятия по учебнику Верещагиной И.Н. 1986, кажется, года издания. Не испорченный еще желанием впихнуть в первый год обучения невпихуемое - 3 часа в неделю (салют, советская школа)
- просмотр в свободном режиме обучающих видео и прохождение обучающих английских игр - по времени не ограничено (это мы на Скандинавов равняемся)
- Занятия по методике ESL - занятие только на английском, развитие речи и читать учится - 30 минут в неделю
- Занятия по методике Oxbridge (линейка Playtime) - 1 час в неделю
- Занятия по методике Oxbridge (линейка Show and Tell) - 2 часа в неделю - занятия в детском саду
В среднем 8 часов в неделю. Вполне себе спецшколовская нагрузка. На каждом из этапов я потом планирую остановиться поподробнее, как минимум, чтобы самой спокойно оценить, что оставить для работы на следующий год, а что можно сократить, ибо, хи-хи, в самый разгар наших занятий грянул кризис, и финансово все это на следующий год мы не вывезем... но о грустном потом, а пока о результатах:
- очень приличный лексический запас. Части тела, животные, еда, цвета, цифры, погода, профессии, игрушки, семья - в принципе, это лексический запас для второго-третьего года обучения
- легко переходит с русского на английский, языковой барьер отсутствует напрочь, большой набор разговорных фраз, которыми ребенок в знакомой ситуации успешно оперирует
- невероятное количество песенок и стишков. Я сама половины не помню, если честно
Однако, без проблем не обошлось
- навыки перевода отсутствуют напрочь. Нормальная беда любого коммуникативного подхода. Вроде, сказал, и к месту сказал, а что именно сказал - холера его знает. все проблемы родного языка плавно перетекли в иностранный. С фонематическим слухом беда... Слышали бы вы в ее исполнении "My name is Галя" с дивным фрикативным ростовским "г". Вместо "My name is Helen". Ребенок при этом отнюдь не Галя. Просто она так слышит. И связность речи - ужас ужасный, что в родном, что в иностранном.
В общем и целом - эксперимент явно и очевидно удался. Процесс, как говорится, пошел... каждый из элементов обучения стоит того, чтобы посмотреть на него подробнее, чем я и займусь в следующий раз. Начнем с самого, как оказалось, эффективного - activities...