Китай постоянно расширяет свое влияние и присутствие во всех уголках земного шара, как и положено динамично развивающейся второй экономике мира. Африканский континент не является исключением.
При этом в Африке Поднебесная распространяет свое присутствие во всех возможных сферах: экономической, политической, идеологической, культурной и даже религиозной, а также пытается оказывать влияние на систему международной безопасности в регионе.
В прошлом году торговый оборот Китая с государствами Африки достиг 254 млрд долларов, постепенно увеличиваясь из года в год. И это всего 4% от мировой торговли Пекина. При этом КНР имеет положительное торговое сальдо с африканскими странами, т.е. продает в Африке намного больше, чем покупает. Китайцы также инвестируют «черный континент» приблизительно на 49 млрд долларов, по статистике за минувший год.
Какие инфраструктурные объекты интересны Китаю в Африке? Он стремится получить доступ к ресурсным центрам, портам, вкладываясь при этом в различные проекты. Последнее — далеко не жест доброй воли, а скорее, — помощь собственной экономике через расширение торговли и инвестиций, благодаря чему создается «подушка безопасности» для китайских бизнес-проектов, в том числе частных.
Свое расширяющееся экономическое присутствие Китай стремится подкрепить политическим и идеологическим влиянием. Это происходит по линии коммунистической партии, которая имеет и постоянно развивает межпартийные коммуникации с партиями африканских государств. Согласно неподтвержденным данным, КПК приложила руку к созданию коммунистических партий в Африке еще при Мао Цзэдуне, а в настоящее время оказывает им помощь, и не только идеологическую. КПК поддерживала антиколониальное национально-освободительной движение на континенте. Традиция получила продолжение после обретения государствами Африки независимости, что выразилось в сотрудничестве с их правящими партиями.
Известно, что ЦК КПК регулярно приглашает на тренинги в Пекин молодежных лидеров из африканских государств, в которых видит будущую политическую элиту, организовывает многомесячные курсы для африканских журналистов. Межпартийные обмены, многочисленные семинары, участниками которых были подрастающие политические элиты, стали своеобразным способом экспорта китайской политической традиции и идеологии. Думаю, что многие аналитики сейчас задаются вопросом: «Почему африканские страны в последние годы голосуют в ООН за китайские предложения?» Ответ: многие дипломаты африканского континента тайно или явно прошли подготовку в Пекине или других странах, но за средства КПК. Дело это не из дешевых, но отдача в долгосрочной перспективе налицо. Это стало стратегическим инструментом Пекина для оказания влияния в этих странах и приведения их политических решений в соответствие с приоритетами Пекина.
С приходом к власти Си Цзиньпина подход к межпартийным тренингам приобрел сильную идеологическую направляющую.
Китай также проводит осторожную и последовательную политику в области межконфессиональных отношений внутри своей страны, что привлекательно для правительств африканских государств. Африка, как известно, — очень религиозный континент.
География того или иного влияния Китая достаточно широка. Его стратегическими целями являются не только наиболее влиятельные и развитые государства континента (ЮАР, Эфиопия, Алжир, Египет, Нигерия), но и небольшие — Того, Бенин, Кения и Гана. Все это означает, что Поднебесная стремится расширять географию своего присутствия в Африке.
Текст: Александр Черный
Фото: из открытых источников