В преддверии православной Пасхи, мы расскажем нашим читателям об истории православия на землях Алушты, о деятельности христианских подвижников, канонизируемых Русской православной церковью, чья судьба была связана с алуштинской землей.
АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ В КРЫМУ
В Крыму христианство началось в 1 веке с проповеди ученика Иисуса Христа - Апостола Андрея Первозванного. Как известно, он совершал путешествия по берегам Черного моря и проповедовал учение Христа, пока его не схватили римские власти и не распяли на косом, «андреевском» кресте.
Во время одного из путешествий Апостол Андрей был в Крыму, проповедовал христианство на Боспоре, в Херсонесе, среди скифов, сарматов и тавров. По одной из легенд, путь его из Боспора в Херсонес пролегал по Южному берегу Крыма через алуштинские земли.
Память о пребывании Святого Апостола Андрея сохранилась у крымских христиан. Недалеко от села Генеральского, входящего в городской округ Алушта, есть источник Ай-Андрий («Святой Андрей»), около которого, по преданию, проповедовал апостол. В первые века н.э. там возник христианский храм – один из старейших на Южном берегу.
СВЯТЫЕ ИННА, ПИННА И РИММА
Инна, Пинна и Римма (мужские имена) были учениками Андрея Первозванного. Они проповедовали христианство в Крыму и на Дунае, погибли мученической смертью: были утоплены в ледяной воде в реке.
Вскоре после их гибели, местному епископу было видение: мученики попросили перенести их останки на родную землю - в Алиск. С этим поселением отождествляется Алустон (позднее – крепость на территории Алушты), других населенных пунктов с подобным наименованием в регионе тогда не было.
По преданию, мощи святых перевезли в Алиск и были там погребены. Сегодня в Алуште находится единственная в мире часовня в память об этих святых - на территории Храма Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата.
Интересно, что Инна, Пинна и Римма попали в православный именослов. Но, в связи с особенностями славянской фонетики, священники стали нарекать этими именами, изначально мужскими, родившихся девочек. Так имена святых мучеников из алуштинской земли стали общераспространенными.
ИЗГНАННИКИ ИЗ ВИЗАНТИИ
VIII век в Византии – период иконобочества. Это течение в христианстве, последователи которого считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди. Иконоборцы были поддержаны императором Львом III Исавром, который в 730 г. запретил почитание икон. Это ввергло империю в пучину гражданских войн.
В течении VIII века иконоборцами были уничтожены тысячи икон, мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. А самое главное – были убиты тысячи почитателей икон. Большинство населения Византии и священнослужителей не приняли иконоборчества и спасались от преследований, переселяясь на окраины империи, в том числе – в Крым.
На полуострове эти переселенцы основали пещерные города и монастыри, а также создавали центры православной культуры. Один из таких центров возник в VIII-IX вв. около Партенита на Медведь горе. Там со временем был построен большой православный комплекс с пятью линиями обороны, несколькими монастырями и храмами. Тогда гора стала называться «Айя» - «Святая гора». Впоследствии, татары назвали ее Аю-Дагом – просто по созвучию.
СВЯТОЙ ИОАНН ГОТСКИЙ
Святой Иоанн Готский - религиозный и политический деятель Византии в 8 веке, уроженец Партенита, епископ Готской епархии в Крыму. Выступал против иконоборчества и много сделал для восстановления в православии иконопочитания.
В 787 году Иоанн был одним из инициаторов восстания против хазар. После поражения восставших попал в плен, но сумел бежать в Византию, где и умер. Тело епископа было перевезено на родину в Партенит и погребено у горы Аю-Даг в храме, построенном по инициативе Иоанна Готского. Этот храм был одним из крупнейших на тот момент в Крыму, мог вместить до 120 чел. Остатки храма и могилу Святого Иоанна Готского сегодня можно посмотреть в Партените.
Иоанн Готский за свою праведную жизнь и заслуги перед Церковью был канонизирован
При епископе Иоанне центр Готской епархии находился в Партените, в епархию входили земли на Южном берегу и в горном Крыму.
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА КРЫМСКИЙ
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) - российский религиозный деятель, врач-хирург, учёный и духовный писатель, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии.
Родился в 1877 г. в Керчи. Окончил медицинский факультет Киевского университета. В начале XX века разработал новую методику местной анестезии и успешно ее применял на практике.
Войно-Ясенецкий был глубоко верующим человеком. В 1920 году в Ташкенте принял сан священника. При этом не прекратил свою медицинскую деятельность и исследования. В 1923 г. возглавил Туркестанскую епархию.
За свои религиозные взгляды был репрессирован советской властью, в 1920-30-е гг. неоднократно находился под следствием, в тюрьмах и ссылке. В 1941 г. профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакуационного госпиталя № 1515. Он работал по 8—9 часов, делая 3—4 операции в день.
В 1946 г. за свои научные труды был удостоен Сталинской премии.
В мае 1946 года Лука стал архиепископом Симферопольским и Крымским, которым оставался до своей смерти в 1961 г. В 1995 году Синодом Русской православной церкви архиепископ Лука причислен к лику местночтимых святых.
В 1950-х гг. Лука часто приезжал в Алушту, его службы проходили в небольшой церкви, около городского кладбища. В настоящее время это Храм Святителя Луки Крымского, расположенный в микрорайоне Мирный. Главной святыней храма является икона с частицей честных мощей Святителя Луки.