«Успех приходит тогда, когда ты занимаешься тем, что тебе интересно. Достаточно посмотреть на траектории выдающихся спортсменов, ученых и других людей, добившимся успеха», - отметил член-корреспондент РАН, директор ФИАН Николай Колачевский, обращаясь к победителям Всероссийского конкурса школьников по физике- 2022 года.
Конкурс прошел второй раз, причем офлайн, в отличие от своего старта. Тогда пандемия COVID-19 помешала его очному проведению. Зато сегодня зал президиума исторического здания РАН словно помолодел: так много юных лиц было за столами, где обычно заседают маститые академики. Президент Академии наук Александр Сергеев награждал призеров состязания молодых талантов в науке. А талант обязательно нужен, чтобы решить те задачи, которые предлагали ребятам ученые.
Вспоминая свою юность, директор ФИАН рассказал, что когда-то ему предложили задачу - какая связь между потоком излучения и весом рыбы. Это звучит странно, но это, так называемые, нестрогие задачи.
«Нас критикуют, что академики задают дурацкие задачи школьникам на конкурсе, - сообщил ученый, - но мы относимся к этому спокойно».
Специалист в области прецизионной лазерной спектроскопии, рентгеновской, нелинейной и квантовой оптики, лазерного охлаждения профессор Колачевский прочитал ребятам лекцию по астрономии.
В своем выступлении он особо подчеркнул, что проблема «черных дыр», которая сегодня так занимает астрономов и успешно изучается, тем более, что найдено несколько десятков этих самых дыр во Вселенной, - так вот, когда-то эта проблема выросла из вполне классической области астрономии - двойных звезд, не особо популярной у исследователей. Тем не менее, будущий член-корреспондент, а в 1961 году еще студент, откликнулся на предложение научного руководителя и сосредоточился на изучении двойных звезд. Вывод, который он сделал и о чем сообщил лауреатам конкурса в Москве – «никогда не стоит в науке думать о выгодных и актуальных темах, поскольку не это важно, а важно найти тему интересную, глубокую, тогда сможешь добиться каких-то неожиданных и важных для науки результатов».
Среди призеров конкурса школьников самые разные дети. Есть младшая группа – те, что только начали в 5 классе изучать физику, а есть выпускники – старшие, которые уже готовятся сделать физику своей профессией.
-За что наградили тебя? – задала я вопрос Михаилу Птицыну из Саратова.
-Нам предлагали разные задачи, необычные, мы должны были их решить. Например, почему замерзают варежки. Ну, вроде бы мы все зимой играем в снежки, у всех такое происходит, но мало кто понимает, как это происходит. Из-за того, что варежка теплая, железо забирает энергию варежки и тепло, варежка поэтому быстро замерзает. А поскольку она мокрая, то вода превращается в лед, поэтому примерзает и ее сложно отодрать.
-То есть тут дело не просто в варежке, а в том, как она примерзает к металлу?
-Да, что с ней происходит, когда она прилипает.
Мише 13 лет. Он из семьи физиков, поэтому фактически продолжает династию. С раннего детства ему было интересно все, что связано с химией, физикой и математикой. Он убежден, что все эти науки связаны и не могут существовать друг без друга. Впрочем, он еще не знает, какая же наука станет его профессией, пока об этом рано говорить.
За решение задач Михаила Птицына наградили медалью с цифрой 1, то есть он завоевал первое место в своей группе. Я пожелала ему успеха, как и всем ребятам на церемонии в РАН.
Ребята выбрали нужную дорогу и нужное дело, отметил историк из МГУ, Алексей Лубков.
«Вчера у нас состоялась встреча с ректорами вузов, где обсуждали вопросы нашей технологической безопасности. Поэтому важно готовить физиков. Это возможность проявить себя не только, как ученого, но и как патриота», - заявил ученый.
Выступающие также подчеркивали, что сегодня "физика - везде": в медицине, астрономии, математике, даже философии и истории. Это настоящая наука наук в наши дни.