Найти тему
Канал 1147 (Творцы и шедевры)

БасмА не бАсма

Оглавление

В первую очередь разберёмся с двумя понятиями. Слово "басма" произносится с ударением как на первый, так и на последний слог. Оба варианта правильные. НО! Следует различать понятия. БасмА и бАсма обозначают совершенно разные вещи. БАсма с ударением на первый слог - это натуральный краситель. БасмА - это ювелирная техника. Вот о ней и доложу. Постараюсь без заУми (или зАуми? :) ).

БасмА

Ювелирная техника басма пришла на Русь из Средней Азии. На тюркских языках слово означает "тиснение" или "отпечаток".

Басма применялась очень широко. Ведь в выполнении она не очень сложная. Также позволяла экономить драгоценный материал. На басменные изделия требовалось минимальное количество золота или серебра. На фото - Каракалпакские браслеты, украшенные в технике басмы.

Каракалпакские браслеты
Каракалпакские браслеты

Чтобы выполнить оклад на икону, бляшку на пояс или пластину для украшения, мастера использовали заготовку или матрицу с готовым рельефным рисунком. Иногда матрицу делали из дерева. На его поверхности вырезали рисунок. Часто заготовки отливали из металла. В ход шли каменные, костяные и стеклянные матрицы.

Узор в технике басмы
Узор в технике басмы

На матрицу накладывали золотую или серебряную фольгу. Лист фольги накрывали свинцовой пластинкой. Мастер специальным молотком ударял по свинцу. Мягкий металл заполнял углубления матрицы. Драгоценная фольга в точности повторяла рисунок рельефа. Заготовку можно было использовать многократно. Проще говоря, басмА - своеобразный вид ювелирной печати.

Переплёт книги выполненный в технике басмы
Переплёт книги выполненный в технике басмы

Басменные артефакты в коллекции Оружейной палаты

Как бы не распространена была басмА, в Оружейной палате не очень много предметов, украшенных этой ювелирной техникой. Один из них - тронное кресло царя Бориса Фёдоровича Годунова. Не будем отвлекаться на его происхождение. Запомним, что рельефный узор выполнен в технике басмы.

-4

Классический образец басмы - оклад на икону Владимирская.

-5

Хранится она на втором этаже в зале № 1 в витрине номер 3 Оружейной палаты.

Витрина 3, зал 1. Оружейная палата.
Витрина 3, зал 1. Оружейная палата.

Теперь внимательно рассмотрим пару деталей.

Оклад на икону Владимирской Божией матери.
Оклад на икону Владимирской Божией матери.
Басменный узор
Басменный узор

Справедливости ради замечу, что в окладе применили не только басмУ, но и чеканку.

Чеканный деисус на окладе
Чеканный деисус на окладе

Нимб выложен самоцветами. Выполнен оклад московскими мастерами в конце XIV - начале XV веков, вскоре после того, как чудотворную икону принесли в столицу.

Сама икона сейчас хранится в домовом храме святого Николая при Третьяковской галерее.

Икона Владимирской Божией Матери
Икона Владимирской Божией Матери

Об иконе и о чеканке поведаю в другой раз.

Моим читателям

Уважаемые господа, дорогие читатели! Не слишком ли я вас утомила объяснением ювелирной техники?

Стоит ли рассказать про зернь, скань, чернь, перегородчатую эмаль? Интересно ли будет узнать об иконе Богородицы Владимирской и других знаменитых образах?

Жду ваши отзывы. Надеюсь на лайки.