В первую очередь разберёмся с двумя понятиями. Слово "басма" произносится с ударением как на первый, так и на последний слог. Оба варианта правильные. НО! Следует различать понятия. БасмА и бАсма обозначают совершенно разные вещи. БАсма с ударением на первый слог - это натуральный краситель. БасмА - это ювелирная техника. Вот о ней и доложу. Постараюсь без заУми (или зАуми? :) ).
БасмА
Ювелирная техника басма пришла на Русь из Средней Азии. На тюркских языках слово означает "тиснение" или "отпечаток".
Басма применялась очень широко. Ведь в выполнении она не очень сложная. Также позволяла экономить драгоценный материал. На басменные изделия требовалось минимальное количество золота или серебра. На фото - Каракалпакские браслеты, украшенные в технике басмы.
Чтобы выполнить оклад на икону, бляшку на пояс или пластину для украшения, мастера использовали заготовку или матрицу с готовым рельефным рисунком. Иногда матрицу делали из дерева. На его поверхности вырезали рисунок. Часто заготовки отливали из металла. В ход шли каменные, костяные и стеклянные матрицы.
На матрицу накладывали золотую или серебряную фольгу. Лист фольги накрывали свинцовой пластинкой. Мастер специальным молотком ударял по свинцу. Мягкий металл заполнял углубления матрицы. Драгоценная фольга в точности повторяла рисунок рельефа. Заготовку можно было использовать многократно. Проще говоря, басмА - своеобразный вид ювелирной печати.
Басменные артефакты в коллекции Оружейной палаты
Как бы не распространена была басмА, в Оружейной палате не очень много предметов, украшенных этой ювелирной техникой. Один из них - тронное кресло царя Бориса Фёдоровича Годунова. Не будем отвлекаться на его происхождение. Запомним, что рельефный узор выполнен в технике басмы.
Классический образец басмы - оклад на икону Владимирская.
Хранится она на втором этаже в зале № 1 в витрине номер 3 Оружейной палаты.
Теперь внимательно рассмотрим пару деталей.
Справедливости ради замечу, что в окладе применили не только басмУ, но и чеканку.
Нимб выложен самоцветами. Выполнен оклад московскими мастерами в конце XIV - начале XV веков, вскоре после того, как чудотворную икону принесли в столицу.
Сама икона сейчас хранится в домовом храме святого Николая при Третьяковской галерее.
Об иконе и о чеканке поведаю в другой раз.
Моим читателям
Уважаемые господа, дорогие читатели! Не слишком ли я вас утомила объяснением ювелирной техники?
Стоит ли рассказать про зернь, скань, чернь, перегородчатую эмаль? Интересно ли будет узнать об иконе Богородицы Владимирской и других знаменитых образах?
Жду ваши отзывы. Надеюсь на лайки.