Глубокими следами сорок зим,
Кто будет помнить царственный наряд,
Гнушаясь жалким рубищем твоим?
Это строки из второго сонета Шекспира. Что есть Шекспир для мировой культуры? Примерно то же, что Пушкин для русской. Но мы привыкли мыслить о нем как о драматурге.
Закономерно ли это?
Все, что связано с Шекспиром, до сих пор дискуссионно, и совокупность этих полярных взглядов называется шекспировским вопросом. Его ядро — проблема «А был ли Шекспир». И вот почему:
🌙 биографию автора считают условной (почему — читайте в статье в нашем телеграм-канале);
🌙 до недавнего времени считалось, что ни одной рукописи Шекспира не сохранилось.
Вместе с тем традиционный взгляд предполагает, что Шекспир — поэт и драматург, родился в 1564 и умер в 1616 году, написал порядка 38 пьес (комедий, трагедий и исторических хроник), а также сборник сонетов (154 произведения).
Сегодня — о сонетах. В отличие от сонетов Петрарки, сочинения Шекспира имеют рифмовку abab cdcd efef gg. Сонеты составляют сюжетный цикл, в основе которого — история лирического героя, его любви к некоей смуглой леди (прощайте, белокурые героини куртуазной литературы) и ее предательства — причём с близким другом героя.
Некоторые сонеты в свёрнутом виде являют собой зачатки будущих пьес — или фрагменты из них (например, 66-й сонет:
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!
Узнаёте?
Но о Гамлете — в другой раз.