Найти в Дзене
Фарид Бикметов

Мысли о "Казанском феномене"

из интернета
из интернета

У всех, наверное, на слуху про «Казанский феномен». А никто не задумывался, почему он именно Казанский? Что в других городах и селах не было молодежных группировок? Испокон веков были кулачные бои между селами, стенка на стенку, много об этом написано и в литературе; вот Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей „стенки“ против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»(википедия). Ну и всем известное произведение со школьной скамьи Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про купца Калашникова»: «…Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться…»

из интернета
из интернета

Если Вы были в Казани, то наверняка заметили, что по одну сторону Булака стоят одни церкви, по другую одни мечети. Вот наши деды и отцы рассказывали нам, как дрались на этом мосту и скидывали друг друга в озеро Кабан, но эти бои никогда не доходили до летального исхода. Молодежные группировки зародились немного позже. Поначалу мы, новотатарские, собирались во дворе школы 35, там был выход через детский сад на ул. Зайцева, или на песках. Собирались по сто- двести ребят, здесь были и Калиновские, и Отаровские, и Борисковские, Нефтебазовские, Сайдашевские, с Сабанчи, Закербайки, Поповки и др. Но такие сборы имели секрет Полишинеля, поэтому в основном были малоэффективными, т.к. противная сторона была извещена о них и под каток обычно попадали ни в чем не повинные пацаны, но еще раз хочу напомнить, никого не добивали, был неписаный кодекс чести.

задний двор 35 школы, в мечети была художественная школа №5 (из интернета)
задний двор 35 школы, в мечети была художественная школа №5 (из интернета)

Хочу в подтверждение своих слов привести один пример. Нам в школе раздали билеты в цирк, и вот возвращаясь после представления, навстречу к нам вышла толпа ребят, скорее всего это базарские пошли против вокзальных), мы как бы отошли в сторонку. Один из базарских крикнул, что бы мы не боялись. Но мне дураку нужно же было поинтересоваться в чем дело. Ну, они мне дружно не только объяснили, но и показали в чем дело. Я успел только прижаться спиной к стене ресторана «Волга» и закрыть лицо и живот руками, как тут же на меня посыпались со всех сторон удары. Нет, боли я не чувствовал, а как то наоборот все мои мысли сконцентрировались о прошедшем представлении на арене цирка, пока меня в реальное время не вернул возглас одного из пацанов: «Дайте, дайте мне пнуть!» Вот здесь я подумал, что пора уже и ретироваться. Сквозь щель между руками я увидел окошко в кругу желающих попинать некомиссарское тело и сделал рывок к остановке седьмого трамвая. Вдогонку за мной никто не бежал. Отсюда я сделал психологический вывод: «Страшна не боль, а страх перед болью!»

ГПТУ №6
ГПТУ №6

Учился я в ГПТУ «Господи Помоги Тупому Устроиться» № 6, которое находилось по ул. Тукаевской на враждебной территории, попадавшее под влияние базарских и тукаевских. У базарских весовым был Мороз, к сожалению, я не помню его имени, мы вместе с ним ходили в клуб собаководства и были дружны, поэтому он оказывал мне какое то покровительство. А с тукаевскими у нас был своего рода статус кво. Они нас не трогали в училище, а мы их при прохождении практики на заводе «Точмаш». Тукаевские снимали нас с трамваев, а мы их ловили в речном порту и на автовокзале. С началом весенних и осенних балов, как говорили французы: Cherchez la femme (Шерше ля фам), начинались сезонные территориальные бои, переходящие в зимне-летнее время в перемирия, когда мы со своими врагами пили портвейн. Вот так соразмеренно протекала наша жизнь.

ГПТУ №6
ГПТУ №6

Но как сказал Антон Павлович Чехов: «Если в первом акте на стене висит ружье, то во втором акте оно обязательно выстрелит!» Откуда в руках пятнадцати-шестнадцати летних пацанов взялось огнестрельное оружие? Тогда не было горячих точек, до ввода войск в Афганистан было еще несколько лет, ружья купить в Советское время было проблематично, Великая Отечественная война на территории Татарстана не проходила. Как будто невидимая рука старалась столкнуть лицом к лицу враждующие группировки тяп-ляповских и новотатарских. Каким образом чернозем, привезенный для школьных клумб в школу № 13, в которой учились ребята с противоборствующих группировок, обогатился вдруг огнестрельным оружием, патронами и гранатами, как будто специально, что бы вооружить, не привезли же его с Украины, разворотив один из схронов бандеровцев. Скажите, как могли тяп-ляповские разъезжать на автобусах в выходной день, в то время когда весь транспорт был государственный и велся строгий учет путевым листам? Почему вдруг разом, на следующий день, все враждебные западные радиостанции заговорили о гражданской войне в г. Казани между русскими и татарами? Хотя и там и там были ребята разных национальностей. Ведь по сути ничего такого крупно-масштабного не произошло, произвели несколько выстрелов, было больше шума, погиб один случайный мужчина, граната и та не взорвалась. Так кому же нужна была вся эта шумиха? На чью мельницу лил воду «Казанский феномен»?

школа № 13 из интернета
школа № 13 из интернета

Вот что пишет в своей статье Багира Гуру: «Советский Союз и правящая коммунистическая партия только со стороны выглядели сплочённым монолитом. На деле внутри КПСС постоянно велась борьба за власть, различные ведомства грызлись за место на властном Олимпе. Одним из наиболее острых противостояний было соревнование между МВД и КГБ. «Схватка бульдогов под ковром» — так политическую ситуацию в СССР характеризовали англичане. За единством народа и партии скрывались перманентные схватки, в которых главным орудием были взаимные козни и личные связи должностных лиц.» Не буду переписывать всю статью, кому будет интересно, можете прочитать в интернете. Но как говорят: «Когда паны дерутся - у холопов чубы трещат!» Неужели и наши мальчишки попали под замес этих двух влиятельных структур? Я не утверждаю, да и не могу утверждать, но на мысли это наводит.

Центральные ворота кладбища новотатарской из интернета
Центральные ворота кладбища новотатарской из интернета