Найти тему
chillandrasslabon

Антигерои: за что мы их любим и почему ненавидим

Оглавление

Добряки, вершившие зло во имя благой цели; манипуляторы, сломанные жизнью; умники, решившие развлечься. Все это- антигерои. Такие простые и сложные одновременно. Только вот почему одни так сильно ими восхищаются, а другие- люто ненавидят? Попробуем разобраться.

Как возник образ антигероя

Если говорить преимущественно о литературных произведениях, антигерои появились в них достаточно давно: в мифах и фольклоре антигерой чаще всего был комическим- каким-нибудь дураком, шутом или жадиной.

Далее этот образ трансформировался в нечто трагическое, персонаж имел определенные качества, свою собственную историю. Есть множество примеров: Робин Гуд, Дракула, Дориан Грей, любимый многими Григорий Печорин из "Героя нашего времени" Лермонтова.

Если уж говорить конкретно о понятии "антигерой", в литературный обиход его ввел Федор Достоевский в "Записках из подполья" - так он назвал героя, тосковавшего по идеалу, который не смог преодолеть угнетающую его среду.

Образ антигероя в кинематографе

В кино, аниме и сериалах антигерой, чаще всего, является протагонистом, то есть главной и ключевой фигурой повествования.

Однако от обычного протагониста, наполненного всякими клише и стереотипами, вроде громадной силой духа и стремлением к победе, антигерой существенно от него отличается. Он может обладать внутренней силой, желанием освободиться от общественных устоев, однако не может сделать этого в силу своей трусости, к примеру. Проще говоря, антигерой- это протагонист, имеющий как положительные черты характера, так и отрицательные.

Томас Шелби, "Острые козырьки".
Томас Шелби, "Острые козырьки".

Антигероя так же не стоит путать с антагонистом- персонажем, который прямо противопоставлен главному герою, который мешает достижению протагониста собственных целей.

Трэвис Бикл, "Таксист".
Трэвис Бикл, "Таксист".

В кинематографе антигерой имеет три основные характеристики:

  • в противоречии с обществом
  • мотивирован личным интересом
  • действия и мораль благородны
Уолтер Уайт, "Во все тяжкие".
Уолтер Уайт, "Во все тяжкие".

И все же, для добротного персонажа-антигероя недостаточно только этих пунктов. Его история должна быть интересной, заставляющей зрителя испытывать к нему эмоции, в особенности противоречивые (на то он и антигерой).

Хорошо прописанных и хорошо сыгранных антигероев не так уж и много. Есть несколько качеств, которые позволяют создать такого персонажа, которого запомнят многие:

Харизма. Этот пункт относится к актеру, его игре и способности импровизировать. Особые привычки, походка, манера говорить- все это тоже является важными составляющими персонажа в кадре. И если роль антигероя будет исполнять актер, "вжившийся" в него, плюс использующий собственную харизму, это будет иметь куда бОльший успех.

Дэниэл Плэйнвью, "Нефть".
Дэниэл Плэйнвью, "Нефть".

Что касается аниме и мультсериалов, здесь задача труднее: нужно не только зацепить зрителя харизмой персонажа, но и использовать хорошую рисовку: прорисовка черт лица, элементы одежды играют немаловажную роль.

Лелуш Ламперуж, "Код Гиас".
Лелуш Ламперуж, "Код Гиас".

Время. Чем дольше мы наблюдаем за антигероем, тем интереснее он для нас становится: мы проникаемся его историей и понимем его мотивацию, выстраивается связь между зрителем и персонажем.

Тони Сопрано, "Сопрано".
Тони Сопрано, "Сопрано".

Режиссерское решение. Визуальные решения, положение камеры позволяют зрителю ассоциировать себя с антигероем.

Дэдпул
Дэдпул

Внутреннее наполнение героя. Сценарное решение позволяет наделить персонажа его собственной предысторией, характером.

Луис Блум, "Стрингер"
Луис Блум, "Стрингер"

Так как же относиться к антигерою? Ответ достаточно прост: зритель не обязан проникаться к нему лишь любовью или же неприязнью. Главное-проникнуться его историей, что способствует пониманию его действий.

Если антигерой совершает плохой поступок, но в то же время мы знаем его историю, как он пришёл к такой жизни, его мышление, то отношение будет весьма противоречивое.

Та самая сцена на лестнице из "Тетради смерти"
Та самая сцена на лестнице из "Тетради смерти"

Когда я смотрела аниме "Тетрадь смерти", меня довольно-таки сильно раздражал Ягами Лайт (главный герой). Несмотря на его желание не выдать себя и отчаянную попытку стать вершителем правосудия, меня удивлял и даже восхищал его ум, а также способность выйти из проблемной ситуации в выгодном ему свете.

Однако сцена на лестнице в последней серии пробила меня на скупую слезу. Зная предысторию Лайта, его поступки, порой нелицеприятные, становится искренне его жаль.