Добряки, вершившие зло во имя благой цели; манипуляторы, сломанные жизнью; умники, решившие развлечься. Все это- антигерои. Такие простые и сложные одновременно. Только вот почему одни так сильно ими восхищаются, а другие- люто ненавидят? Попробуем разобраться.
Как возник образ антигероя
Если говорить преимущественно о литературных произведениях, антигерои появились в них достаточно давно: в мифах и фольклоре антигерой чаще всего был комическим- каким-нибудь дураком, шутом или жадиной.
Далее этот образ трансформировался в нечто трагическое, персонаж имел определенные качества, свою собственную историю. Есть множество примеров: Робин Гуд, Дракула, Дориан Грей, любимый многими Григорий Печорин из "Героя нашего времени" Лермонтова.
Если уж говорить конкретно о понятии "антигерой", в литературный обиход его ввел Федор Достоевский в "Записках из подполья" - так он назвал героя, тосковавшего по идеалу, который не смог преодолеть угнетающую его среду.
Образ антигероя в кинематографе
В кино, аниме и сериалах антигерой, чаще всего, является протагонистом, то есть главной и ключевой фигурой повествования.
Однако от обычного протагониста, наполненного всякими клише и стереотипами, вроде громадной силой духа и стремлением к победе, антигерой существенно от него отличается. Он может обладать внутренней силой, желанием освободиться от общественных устоев, однако не может сделать этого в силу своей трусости, к примеру. Проще говоря, антигерой- это протагонист, имеющий как положительные черты характера, так и отрицательные.
Антигероя так же не стоит путать с антагонистом- персонажем, который прямо противопоставлен главному герою, который мешает достижению протагониста собственных целей.
В кинематографе антигерой имеет три основные характеристики:
- в противоречии с обществом
- мотивирован личным интересом
- действия и мораль благородны
И все же, для добротного персонажа-антигероя недостаточно только этих пунктов. Его история должна быть интересной, заставляющей зрителя испытывать к нему эмоции, в особенности противоречивые (на то он и антигерой).
Хорошо прописанных и хорошо сыгранных антигероев не так уж и много. Есть несколько качеств, которые позволяют создать такого персонажа, которого запомнят многие:
Харизма. Этот пункт относится к актеру, его игре и способности импровизировать. Особые привычки, походка, манера говорить- все это тоже является важными составляющими персонажа в кадре. И если роль антигероя будет исполнять актер, "вжившийся" в него, плюс использующий собственную харизму, это будет иметь куда бОльший успех.
Что касается аниме и мультсериалов, здесь задача труднее: нужно не только зацепить зрителя харизмой персонажа, но и использовать хорошую рисовку: прорисовка черт лица, элементы одежды играют немаловажную роль.
Время. Чем дольше мы наблюдаем за антигероем, тем интереснее он для нас становится: мы проникаемся его историей и понимем его мотивацию, выстраивается связь между зрителем и персонажем.
Режиссерское решение. Визуальные решения, положение камеры позволяют зрителю ассоциировать себя с антигероем.
Внутреннее наполнение героя. Сценарное решение позволяет наделить персонажа его собственной предысторией, характером.
Так как же относиться к антигерою? Ответ достаточно прост: зритель не обязан проникаться к нему лишь любовью или же неприязнью. Главное-проникнуться его историей, что способствует пониманию его действий.
Если антигерой совершает плохой поступок, но в то же время мы знаем его историю, как он пришёл к такой жизни, его мышление, то отношение будет весьма противоречивое.
Когда я смотрела аниме "Тетрадь смерти", меня довольно-таки сильно раздражал Ягами Лайт (главный герой). Несмотря на его желание не выдать себя и отчаянную попытку стать вершителем правосудия, меня удивлял и даже восхищал его ум, а также способность выйти из проблемной ситуации в выгодном ему свете.
Однако сцена на лестнице в последней серии пробила меня на скупую слезу. Зная предысторию Лайта, его поступки, порой нелицеприятные, становится искренне его жаль.