А «все бросить и уволиться» — не вариант
Когда накрывает усталость или выгорание, может возникнуть мысль — пора менять работу. Но уходить в неизвестность, когда на дворе кризис, страшно: не хочется сжигать мосты, особенно когда есть финансовые обязательства.
Вместе с психологом и бизнес-консультантом Анной Цыкозой разбираемся, почему может наступить профессиональный кризис и что делать в ситуации, когда нет возможности просто взять и уйти.
Когда может наступить профессиональный кризис
Когда все силы брошены на работу. Возможно, сотрудник вкладывается в работу без остатка. Не разрешает себе расслабиться — съездить на рыбалку или встретиться с друзьями. Естественно, что в какой-то момент его «батарейка разряжается» и переходит в энергосберегающий режим. Наступает безразличие: любая задача начинает казаться скучной, а похвала начальника не приносит былого удовлетворения.
Когда хочется всегда выполнять работу идеально. Работник может считать, что обязан достичь выдающихся результатов, а его карьерный рост должен быть стремительным. У перфекционистов высокий уровень требований к себе и окружающим, но это прямой путь к тому, чтобы перестать чувствовать удовольствие от работы и жизни в целом. Далеко не всегда желания совпадают с реальностью — отсюда и неудовлетворенность.
Когда есть страх сделать следующий шаг. Человек может любить свое дело, но при этом понимать, что способен на большее. В то же время он боится перейти на следующий уровень в карьере. Происходит своего рода «застревание» — он не знает, стоит ли менять неплохое место на неизвестность, особенно во время кризиса, когда так много рисков. Постоянные раздумья и опасения забирают много энергии, поэтому появляется апатия по отношению к своей работе.
Апатия — не единственный тревожный звоночек, который говорит о профессиональном кризисе. Им может стать и повышенная раздражительность, которая переходит в немотивированную агрессию. Причины подобного поведения — во внутреннем напряжении и стрессе: недовольстве собой или обстоятельствами вокруг.
Что делать, если поменять работу невозможно
Бывают ситуации, когда нельзя все бросить и заняться тем, что нравится. Есть обязательства перед родными — нужно каждый месяц оплачивать занятия с репетитором для детей и лечение для родителей. Есть обязательства перед банком, который ждет платеж по ипотеке в строго определенный день. Да и ситуация в экономике нестабильная — подходящих вакансий мало, а открывать бизнес и вовсе рискованно.
Чтобы сохранить психологическое равновесие, надо снизить градус недовольства своей работой. Как это сделать, рассказываем ниже — по шагам.
Шаг первый — восстановить свои ресурсы. Если работа вызывает апатию и раздражение, лучше пересмотреть свой график. Подумайте, достаточно ли вы спите и хорошо ли питаетесь, хватает ли вам физической нагрузки, не пора ли задуматься об отпуске. Постарайтесь делать больше того, что наполняет энергией, жизненными силами, — например, больше общаться с друзьями, провести выходные с любимыми, прогуляться пару часов по парку. Необязательно хвататься сразу за все: выделите в своем графике хотя бы полчаса в день на приятные дела.
Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 52% россиян недовольны своей работой. Однако большинство из них не думает об увольнении: 77% опрошенных не собираются менять место работы в течение ближайших шести месяцев.
❌ Исключите
Недосып, перекусы вместо полноценного приема пищи, работу допоздна.
👍 Добавьте
Физическую нагрузку, прогулки на свежем воздухе, новое занятие по душе.
Шаг второй — вспомнить, что вам нравилось в работе. Возможно, это был приятный коллектив, выступления на деловых встречах или хорошая премия. Зацепитесь за эти положительные аспекты вашей должности.
Теперь подумайте, как эти смыслы можно применить к сегодняшнему дню. Например: «Мне нужна эта работа, чтобы хорошо зарабатывать и поддерживать уровень жизни, к которому я привык», «Мне нужна эта работа, потому что я здесь налаживаю новые деловые связи, общаюсь с интересными людьми». Сконцентрируйтесь на моментах, которые вас заряжают, — они наверняка есть в любой профессии.
❌ Как не надо
«У меня здесь мало перспектив. Это ужасно».
👍 Как надо
«У меня здесь мало перспектив, зато тут классный и дружелюбный коллектив, с которым мне комфортно»
Еще один способ найти мотивацию — это попросить обратную связь у клиентов или начальства, чтобы подтвердить свою значимость на текущем месте работы.
Анна Цыкоза, психолог и бизнес-консультант
«Напишите список того, что может доказать вашу ценность на текущей должности. И затем попробуйте начать воплощать его в жизнь. Так вы получите подтверждение своей значимости и одновременно с этим сконцентрируетесь на положительных моментах в профессии.
Например, специалист по работе с клиентами считает, что его профессиональная ценность подтверждается благодарными отзывами. Значит, ему следует спрашивать у заказчиков, понравилась ли им его работа, просить их оставить положительные комментарии в интернете или лично».
Шаг третий — ставить перед собой краткосрочные цели. Пока вы находитесь в состоянии неопределенности из-за того, что нельзя сменить работу, не стоит планировать карьеру на годы вперед. Долгосрочные цели могут вызывать фоновую тревогу: вас постоянно будут атаковать беспокойные мысли о том, удастся ли воплотить поставленные цели в жизнь, когда вокруг все постоянно меняется. Лучше сфокусироваться на том, что есть сейчас. И ставить перед собой простые выполнимые задачи — на день, неделю, месяц.
❌ Как не надо
«Если начну перевыполнять план на 10% каждый месяц, то через полгода меня точно повысят, а через два года смогу претендовать на должность руководителя в новый отдел. Звучит неплохо…»
👍 Как надо
«Если мне удастся сегодня договориться с новым клиентом, то я смогу перевыполнить план к концу недели и получить хороший денежный бонус к зарплате. Тогда я смогу съездить в мини-путешествие с семьей на выходных. Идеально!»
По мере того как вы выполняете краткосрочные задачи и ставите галочки напротив каждой из них, вы становитесь уверенней в себе, тревога отступает, а эмоциональное состояние выравнивается. После успешного выполнения всех пунктов в конце недели можно себя поощрить. Например, провести выходной день в спа или заказать большую пиццу.
Шаг четвертый — устранить источник раздражения. Для этого нужно понять, с чем именно связаны негативные эмоции на работе. Попробуйте вести «дневник мыслей» и среди дня записывать в него свои ответы на вопросы: «Что я чувствую? Что я думаю? Что я хочу?». Фиксируйте свои мысли после разговора с коллегами, рабочих встреч, звонков руководителя. Так вы сможете отследить, в какие моменты и почему раздражались, найти повторы и попытаться исправить ситуацию.
Иногда негатив появляется из-за того, что человек неправильно расставил приоритеты. Например, почти каждый день задерживается допоздна, стараясь лучше выглядеть в глазах начальства. Он загоняет себя настолько, что через какое-то время начинает чувствовать апатию и раздражение — ему хочется все бросить и уволиться. Но за сильными негативными эмоциями он может не заметить, что брать на себя дополнительную нагрузку было исключительно его решением. Чтобы изменить ситуацию, ему нужно сделать другой выбор: уйти с работы вовремя, выключить уведомления на телефоне и весь вечер посвятить любимому сериалу или занятиям в спортзале.
❌ Как не надо
«Опять они мне пишут на выходных по рабочим вопросам. Сколько можно?»
👍 Как надо
«Коллеги, на выходных мой телефон недоступен. Давайте постараемся решить все вопросы в течение рабочей недели».