Найти в Дзене
Егор Осенев

Великие меценаты: кардинал Ришелье

Кардинал Ришелье в доспехах Сегодня я представляю героя, которого мы все знаем по книгам и фильмам – кардинала Ришелье. Мы представляем его как человека подлого и беспринципного, манипулятора и интригана. На самом деле, это не более чем преувеличения Дюма. Арман Жан дю Плесси Ришелье был благородного происхождения. Его отец был приближен к королю. Будущий кардинал родился 9 сентября 1585 года. Благодаря незаурядному уму, раскрывшемуся еще в юности, он дослужился до статуса премьер-министра и фактически правил Францией, и участвовал во всех государственных делах – как в мирное, так и в военное время. Кардинал был так занят, что удивительно, как он находил время на благотворительность, став меценатом и одержимым коллекционером предметов искусства. Ришелье создал Французскую Академию и Королевскую типографию. И учредил специальные пособия самым талантливым людям: таким как Жак Ле Мерсье, Филип Шампен, Пуссен и Стелл. Он капитально перестроил Сорбонну, где когда-то учился сам. Ришелье пож

Кардинал Ришелье в доспехах

Сегодня я представляю героя, которого мы все знаем по книгам и фильмам – кардинала Ришелье. Мы представляем его как человека подлого и беспринципного, манипулятора и интригана. На самом деле, это не более чем преувеличения Дюма.

Арман Жан дю Плесси Ришелье был благородного происхождения. Его отец был приближен к королю. Будущий кардинал родился 9 сентября 1585 года.

Благодаря незаурядному уму, раскрывшемуся еще в юности, он дослужился до статуса премьер-министра и фактически правил Францией, и участвовал во всех государственных делах – как в мирное, так и в военное время. Кардинал был так занят, что удивительно, как он находил время на благотворительность, став меценатом и одержимым коллекционером предметов искусства.

Ришелье создал Французскую Академию и Королевскую типографию. И учредил специальные пособия самым талантливым людям: таким как Жак Ле Мерсье, Филип Шампен, Пуссен и Стелл.

Он капитально перестроил Сорбонну, где когда-то учился сам. Ришелье пожертвовал на свою альма-матер 50 тысяч ливров. Это в наше время составило бы почти 50 миллионов долларов.

Кардинал первым во Франции стал выпускать газеты – государственную, одним из авторов которой он был, проводящую правительственный курс, и одну оппозиционную, подконтрольную ему лично. Вторая необходима была в качестве парового клапана.

Интерес к искусству возник у Ришелье во время строительства оборонительных сооружений Пикардии. Он требовал, чтобы укрепления были не только функциональны, но и красиво смотрелись. Людовик XIV увлекался музыкой, интересовался архитектурой, а также живописью, но не так страстно, и в отличии от некоторых его предшественников, никогда не платил пенсии поэтам.

Людовик тратил казенные деньги только на войну и оборону и не денье (это меньше копейки) на культуру.

Ришелье не просто стал поклонником изящных искусств. Он охотно и много брал взятки и тратил их на творческих людей.

Он построил себе резиденцию и возник вопрос: «Как обставить этот дворец?» Обставляя Пале-Кардинале, Ришелье стал страстным коллекционером. Он буквально охотился на редкие вещи: портреты и картины, современные и античные скульптуры и прочее. Его дом преобразился в музей. Одного фарфора, который тогда делали только в Китае, в этом дворце собралось около 400 предметов.

У Ришелье образовалась целая сеть поставщиков, как из подхалимов, так из настоящих любителей искусства. Чтобы улестить такого важного человека, ему привозили из-за границы много диковин. Так, братья Фреар, родственники министра Сюбле, доставляли ему редкие вещи. Два кардинала Барберини, чтобы украсить Пале-Кардинале, подарили картины и античную скульптуру.

У кардинала образовалась богатая коллекция. Когда Ришелье стал министром, ему пришлось учитывать мнение горожан, двора и короля. Он неохотно использовал работу официального королевского архитектора и декоратора Симонэ Вуэ при оформлении Пале-Кардинале. Чаще ему приходилось доверять своему собственному чутью. Под воздействием Шампена премьер-министр стал гораздо теплее относиться ко всему итальянскому. Кардинал доверил ему самые душевно близкие вещи: 24 собственных портрета, убранство церкви Сорбонны и ее купол, семнадцать портретов знаменитостей и свою прекрасную галерею – как пишет современник «самую богатую и длинную в Париже». Шампен был популярным художником. Он получал множество заказов, но для Ришелье он написал два своих шедевра – «Снятие с креста» и «Поклонение пастухов».

-2

Великая картина Пуссена "Снятие с креста"

Еще Ришелье покровительствовал Пуссену, тепло приняв художника, когда тот прибыл в Париж в 1640 году, и дал ему важное и почетное задание расписать свой кабинет. Пуссен изобразил на камине «Неопалимую купину».

В Лувре Ришелье сделал великое дело – в том же году построил Королевскую типографию. В качестве художников-оформителей он нанял неприязненно относящихся друг к другу Вуэ и Пуссена. Но кардинал, образно говоря, развел их по разным углам, разделив задачи между творцами.

Типография была на подъеме. Она издавала не только уникальные шедевры, но и целые библиотеки. За два года ее существования она выпустила 70 солидных по объему томов на французском, итальянском, на латыни и греческом. Чтобы представить весь масштаб предприятия, надо упомянуть, что один только сборник постановлений церковных соборов составил 37 томов. Кардинал для художественного оформления книг привлек самых именитых художников - Жана Стелла, Пуссена и Вуэ. После его смерти король прекратил финансировать типографию, и у Франции не было государственного издательства до 1700-х годов.

-3

Сорбонна, стариннный университет, основанный в 1253 году, в котором до сих пор учатся студенты.

Умер он в своем дворце 4 декабря 1642 года от мучительной, продолжительной болезни в возрасте 57 лет, успев сделать Францию великой страной. Пале-Кардинале он завещал монарху, а свою гигантскую библиотеку – Сорбонне. Так он послужил своему королю и своей стране и после смерти.